Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Трапезная палата

Николай II

Русский городок Царского Села.

Строительство Русского городка в Царском Селе (1909-1917) и деятельность «Общества возрождения художественной Руси» (1915-1917) относятся к важнейшим, но мало известным вехам в истории русской культуры.

Деятелям «Общества возрождения художественной Руси» удалось выявить характерные образы русской народной культуры, идущие еще из древних времен, присущие исконно народу, и проследить их развитие в христианское время. Были подобраны национальные русские архитектурные и художественные образцы, и на основе их создавались здания и предметы быта, удобные в современное время и начато распространение их по всей России.

Движение это было настолько мощным, что не затухало и в советский период, а в наши дни снова активизируется, находя поддержку в Православной Церкви и отклик в душе всего народа.

Домой, домой! Есть в Петрограде только что народившееся общество, над судьбою которого надо «дрожать» и любовно ее оберегать всякому, кто чует старую Русь, кому говорят святыми призывами прежние века, родная, милая быль. Это — Общество возрождения художественной Руси.

Мы так темны и невежественны относительно той нашей родной старины, перед которою уже млеет в счастливом изумлении Запад. Как лес, выросший вокруг замка спящей красавицы, это наше невежество скрывает от нас безценные художественные сокровища нашей старины. По отношению всего родного мы равнодушны до преступности. Нет той горы Швейцарии, которую бы не облазили, нет той немецкой дыры, куда бы не проникали русские люди, ни разу не плававшие по Волге, не переваливавшие через Кавказский хребет, не видавшие Урала, не помышлявшие даже о том, что можно проехать в Туркестан и на дальний русский Восток. Да что об этих местах говорить, когда то, что под носом, — Новгород, Псков, Тихвин, Свирь, Шексна и Троицкая Лавра неизвестны громаднейшему большинству образованных петроградцев.

И вот недавно в закрытом заседании Общества возрождения художественной Руси ее знатоки тихо и любовно «благоцветливыми словами» говорили об ее сокровищах.

Это были подвижники русского художественного самосознания — академик А. И. Соболевский, академик Н. К. Рерих, В. Т. Георгиевский — археолог, сделавший замечательные открытия (фрески Ферапонтова монастыря).

В их речах вместе с восторгом пред тою древнею Русью, которой они отдали свое сердце и свои думы, звучала грусть, та грусть, с которою зрячий смотрит на слепых.

Академик С о б о л е в с к и й говорил о заветном Остромировом Евангелии (Императорская публичная библиотека), что все сверкает и сияет красотою, где в десятках одной и той же заглавной буквы нет ни одной повторяющейся, а кто из нас видел этот воистину «памятник» русской письменности? О Дмитровском соборе во Владимире-на-Клязьме, изукрашенном, как затейливая игрушечка, «каменным резанием» русских, наших, каменщиков конца XII века и чудесно уцелевшем среди стольких погромов и разрушений.

Академик Р е р и х рассказывал о поразительных данных, обнаруженных раскопками в Новгороде, где земля возвращает назад последовательные наслоения веков, и как все это вновь засыпали и посадили на этом «глаголе веков»... капусту. О, спящая до одури Русь!

В. Т. Г е о р г и е в с к и й звал летом проехать к тем истокам русской красоты, захватывающие образцы которой были тут же показаны в световых снимках г. Прокудина-Горского.

Несся шепот восхищения.

Эти деревянные одноглавые церковки Севера, эти старые монастыри Свири и Шексны, Белоозера, эти шитые руками московских цариц плащаницы и пелены, эта восхитительная резьба прозрачных запрестольных крестов, эти сверкающие красками храмы старого тароватого Ярославля, эти «ветхия деньми» ограды старых обителей, непоколебимые «столпостены»... И мы этого не знаем! Подводите к старой Руси молодежь, если старье и средний возраст храпят непробудно. И пусть боевым кличем тех, кто не отрекался от родины, кто в душе никогда не изменял ей, кто чувствовал ее, станет одно слово «Домой, домой!»

Е. Поселянин. Из газеты «Новое время» 14 марта 1916 года.

РУССКИЙ ГОРОДОК

РУССКИЙ ГОРОДОК

Русская цивилизация — одна из великих мировых цивилизаций. Подобно другим культурам, она имеет характерные черты, выраженные в архитектуре и изобразительном искусстве. Николай II незадолго до революции привлек лучших представителей русской культуры, чтобы зафиксировать эти черты в вечности.

Достоевский говорит в «Братьях Карамазовых» о предназначении русского инока, что минует година искушений, люди устанут проливать кровь и захотят вспомнить лик Христа. Будут искать… — и увидят лик Христа в русском иноке.

Таково же предназначение Русского городка: миновала година искушений, и люди захотели увидеть лик Святой Руси. Они начали искать — и нашли его в Русском городке Царского Села, что под Петербургом. Из-под руин глядят на нас образы Древней Руси, чудом сохранившиеся, хотя все, что было связано с именем последнего Русского царя, было упрятано от народа или уничтожено, если нельзя было упрятать. Городок часто сравнивают с таинственным «градом Китежем», скрывшимся в глубине, но временами открывающимся для чистых сердцем.

Личность каждого Царя окружена тайной: после помазания на царство он становится посредником между Богом и народом. Имперский период Руси начался с Ивана Грозного, а закончился Николаем II. Оба царя попытались воссоздать русскую культуру на основе исконных образов. Иван Грозный покинул Москву и долго жил в Александровской слободе. До сих пор не могут найти его легендарную библиотеку, сокрытую, как предполагают, в подземных тайниках. Николай II после революции 1905 года стал жить в Александровском дворце. Как об идеях Ивана Грозного можно догадываться из Летописного свода и росписей Золотой палаты Московского Кремля, так об идеях Николая II — из росписей Трапезной палаты Русского городка и деятельности «Общества возрождения художественной Руси». Проводником идей Ивана Грозного был митрополит Макарий, а Николая II — князь А. А. Ширинский-Шихматов.

Николай II в выходном платье Алексея Михайловича. Зимний Дворец. 1903

М.В. Васнецов. Царь Иван Грозный. 1897

Когда Государь в 1909 году повелел возвести рядом с Царским дворцом собор в честь Феодоровской иконы Богородицы, как покровительницы Русской государственности, в Русском стиле — не так просто было найти архитектора, разбирающегося в тонкостях этого стиля. Первый проект А. Н. Померанцева Государь отклонил. Был привлечен архитектор В. А. Покровский, который, как и А. В. Щусев, работал в древнерусском стиле.

На недоумение министров по поводу Русского стиля в Царском Селе, носящем европейский облик, Николай II ответил: «Моя прабабка выстроила здесь Китайскую деревню, почему я не могу здесь построить Русский городок?»

Благодаря заказу Николая II, вокруг строительства собора стали собираться знатоки Русского стиля: член Госсовета, бывший обер-прокурор Синода князь А. А. Ширинский-Шихматов, архитекторы В. В. Суслов, В. А. Покровский и А. В. Щусев; художники В. М. Васнецов, ставший главным художественным руководителем строительства, Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров и множество других; организатором строительства стал капитан, а с 1913 года полковник, штаб-офицер при дворцовом коменданте Д. Н. Ломан.

Возрождение исконного русского стиля началось после снятия крепостного права в 1861 году, когда к движению присоединился сам народ как непосредственный хранитель русской традиции.

Возникают кружки, вокруг которых объединяется русская интеллигенция в поисках народных идеалов.

С братьев Аксаковых начинается славянофильство.

Абрамцево, имение славянофила Аксакова, где бывали Гоголь и Тургенев, приобретает купец С. И. Мамонтов; здесь, с целью возрождения русского художественного стиля, создаётся абрамцевский кружок — собираются художники Поленовы, Васнецов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров. В мастерских создаются произведения декоративно-прикладного искусства в духе народных промыслов. Собирается коллекция изделий народного быта.

В Талашкино под Смоленском княгиня Тенишева организовала второй центр возрождения русской народной культуры. В Гнёздове, на волоке по «пути из Варяг в Греки», были проведены раскопки древних курганов, созданы музей русского народного быта, школа и мастерские для обучения детей народному мастерству. Художники Рерих, Малютин, Врубель, на основе древнерусских образцов создавали эскизы предметов современного обихода.

Третий — и самый важный центр Русского стиля — сформировался в Русском городке Царского Села при Феодоровском Государевом соборе. Первые два центра поставили вопросы Русского стиля, а последний дал ответы на эти вопросы, причём на государст¬венном уровне. «Общество возрождения художественной Руси» было официально зарегистрировано в начале 1915 года, но предшествовала этому общая работа над Феодоровским собором и Русским городком с 1909 года.

Русский городок был построен как музей древнерусской архитектуры под открытым небом, чтобы жители столичного Петербурга, не имеющие возможности поехать в глубь России, могли увидеть лучшие образцы Русского стиля.

Здесь нашла свое воплощение идея Государя Николая II: вос¬создание образа Святой Руси — как последняя попытка спасения России. Организатором строительства Феодоровского Государева собора и Русского городка был штаб-офицер для особых поручений при дворцовом коменданте, ктитор Феодоровского Государева собора полковник Дмитрий Николаевич Ломан. Он представлял Государю знатоков русской старины, из которых впоследствии сложилось «Общество возрождения художественной Руси». Для деятельности Общества и строилась в Городке Трапезная палата с Трапезным залом для проведения концертов в народном духе и музейными палатами для размещения предметов древнерусской старины, по образцам которых предполагалось создавать предметы современного обихода.

Прообразом Русского городка первоначально послужили палаты бояр Романовых на Варварке в Москве, которые при Александре II были превращены в музей, как место рождения основателя династии Михаила Романова, поэтому на первых эскизных проектах Городок именуется «Романовское подворье». В дальнейшем некоторые палаты должны были стать домами для причта Феодоровского собора, но с началом Первой мировой войны строились для лазарета.

В начале XX века России не было нужды обращаться к чужеземным образам: по величию культуры и духовной мощи ей не было равных в мире. Конечно, Русь в своем развитии не была изолирована от Запада, поэтому и в росписях Трапезной палаты Индрик-зверь — персонаж русских былин — больше похож на западного Единорога, а по образам книги «Символы и Эмблематы» видно, что она была переиздана с западного издания; но взаимовлияние культур не означает отсутст¬вия исконных корней родной культуры.

С. С. Кричинский. Проект зданий Русского городка. 1913

С. С. Кричинский. Проект храмав память 300-летия царствованияДома Романовых. 1910

Эскизы Федоровского городка

Эскизы Федоровского городка №1

Эскизы Федоровского городка №2

Эскизы Федоровского городка №3

Эскизы Федоровского городка №4

Эскизы Федоровского городка №5

Эскизы Федоровского городка №3

Эскизы Федоровского городка №6

Эскизы Федоровского городка №7

Источник:http://natalya-ugliadelckina.narod.ru/

Трапезная палата


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле