Терем ЩусеваКазанский вокзал - одна из хрестоматийных «визитных карточек» Москвы. Первоклассное, вдохновенное произведение архитектуры - и по общей планировке, и по декоративной отделке элементов. Настоящий храм путей сообщения. Но многие ли пассажиры, спешащие на поезд, сегодня обращают внимание на художественные достоинства Казанского вокзала? Между тем он проектировался не просто как функциональное транспортное учреждение, но как воплощение единства (в рамках Российского государства) европейской и восточной цивилизаций. Проект этого вокзала по сути - евразийская идея, запечатленная в камне. Выставка в Музее архитектуры рассказывает о малоизвестных эпизодах создания вокзального комплекса. До начала 1910-х годов на Каланчевской площади стояло построенное еще в середине ХIХ века здание Рязанского вокзала. Но к 50-летию Московско-Казанской железной дороги правление МКЖД объявило закрытый конкурс на новое здание вокзала, который теперь должен был называться Казанским. К участию в конкурсе, стартовавшем в 1911 году, пригласили архитекторов Е. Н. Фелейзена, А. В. Щусева и Ф. О. Шехтеля. «Устроители конкурса хотели видеть в облике Казанского вокзала отображение образов национального зодчества, воспринимая будущее здание как своеобразные «ворота на восток», приглашавшие к путешествию в глубь бескрайних просторов России», - рассказывает куратор выставки историк архитектуры Юлия Ратомская. Условиями конкурса были определены местоположение сооружения, его размеры, план, функции всех объемов. Новое здание Казанского вокзала должно было сформировать градостроительную ситуацию «площади трех вокзалов», организовать окружающее пространство. Проект Щусева был признан лучшим, хотя, по мнению специалистов, работа Шехтеля тоже была по-своему замечательная. Но Федор Осипович к тому времени был уже автором здания Ярославского вокзала. И для Щусева, безусловно, важным фактором было соперничество с Шехтелем. Вокзалы, построенные двумя крупнейшими архитекторами своего времени на разных сторонах площади, должны были перекликаться, «конкурировать» и создавать своего рода ансамбль в стиле модерн. «Проекту Щусева, - продолжает куратор, - были свойственны усложненный силуэт, многозначность архитектурных образов, соединявших в сказочном городе-дворце, в который превращался облик вокзала, многочисленные исторические реминисценции, создававшие многогранный образ России с ее тысячелетней историей. В архитектурных формах заключены образы двух российских городов - Москвы и Казани - начала и конечного пункта Казанской железной дороги. В формах многоярусной башни архитектор воспроизвел символ древней Казани - башню Сююмбике, которая узнается по общему силуэту ступенчатой композиции». Строительные работы начались в 1913 году. Но с началом Первой мировой войны Щусеву пришлось пересмотреть некоторые свои идеи. Он занимался «урисовкой» (т. е. упрощением) деталей, что, однако, не привело к понижению качества отделки фасадов. К территории вокзала было присоединено дополнительное большое пространство на Каланчевской площади. Щусев соединил новый комплекс, в который входили дом для сотрудников Казанской железной дороги и магазин Общества потребителей МКЖД, со строящимися зданиями при помощи опирающегося на арку перехода. Замыкать фасад по Рязанскому проезду должен был Царский павильон. Щусев создал множество эскизов, в которых он осмысливается как дворцовое сооружение в стиле русского дворцового зодчества XVII века и петровского барокко. По плану архитектора, вокзал должен был иметь сказочно-ретроспективный облик в русско-восточном стиле. Для оформления интерьеров Щусев пригласил талантливейших художников из «Мира искусства»: над эскизами панно работали Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Евгений Лансере. Постройка из-за трудностей военного и революционного времени затянулась. Однако даже в самые лихие дни 1917 - 1918 гг. работы не останавливались. Вожди большевиков понимали стратегическое значение восточной магистрали и, экономя на многом другом, аккуратно финансировали стройку. Лишь в 1920-е годы вокзал был полностью сдан в эксплуатацию. Позднее Щусев его не раз доделывал (например, в 1930-е годы в башню с «зодиакальными» часами встроил павильон станции метро «Комсомольская»-ра-диальная). Замысел, размах вокзала и сегодня восхищают искусствоведов и рядовых любителей архитектуры. Здесь соединились русский и татарский художественные стили, старинная итальянская «крепостная» эстетика, советский классицизм. И при этом, как отметила на открытии выставки директор Музея архитектуры Ирина Коробьина, этот вокзал - «не эклектичное сооружение, а концептуальное архитектурное высказывание, итог всего дореволюционного периода творчества Щусева». В экспозицию собрали множество редкостей, прежде не покидавших музейных запасников и подчас не известных даже специалистам. Многие предметы были предварительно отреставрированы и, по словам куратора, «буквально подняты из руин». Здесь представлены выполненные рукой Щусева чертежи и эскизы фасадов и интерьеров, а также фотографии, изображающие различные эпизоды строительства. Одной из жемчужин вокзала, по первоначальному плану, должен был стать ресторан: для выставки отобрали несколько эскизов Евгения Лансере, выполненных для оформления этого просторного зала (сквозной сюжет - «Россия соединяет Европу и Азию»). На нескольких чертежах показан театр-клуб Дорпрофсожа, впоследствии известный как Клуб железнодорожников, - над этим зданием, входящим в единый вокзальный ансамбль, Щусев кропотливо работал в 1920-е годы. Несомненное украшение выставки - модель Казанского вокзала, выполненная в 1915 году из окрашенного дерева, гипса и металла. Она изображает вокзал таким, каким он мог стать, если бы не случилось революции, гражданской войны, смены всей идеологической и архитектурной парадигмы: это узнаваемый, но в то же время отчасти и «несбывшийся» Казанский вокзал. Автор статьи: Андрей Мирошкин. |