Терем МиансаровойДоходный дом в неорусском стиле, расположенный на Садовом кольце, у метро Сухаревская, благодаря своему выгодному местоположению и яркому, запоминающемуся облику привлекает внимание многих любителей архитектуры. Автор проекта здания, Сергей Константинович Родионов, был известным мастером архитектуры, прежде всего церковной (с 1894 года — архитектор Синодального управления), реставратором, уделял большое внимание охране памятников и изучению истории отечественной архитектуры. Не удивительно, что в данной работе он использовал характерные особенности русского стиля, интерпретировав их в современном тому периоду духе модерна. В целом обращение к идейным истокам русской архитектуры и их различная интерпретация имели место на протяжении практически всего XIX века и вплоть до революции. Классификация этих различных течений затруднена, но большинство авторов разделяют «русско-византийский» или просто «русский» стиль, как одно из направлений историзма (эклектики), и «неорусский» стиль, как национально-романтическое течение в модерне. Однако, в отличие от национально-романтических направлений в северных и прибалтийских странах, очень хорошо укладывающихся в общую концепцию модерна, неорусский стиль имеет слишком много стилистических особенностей, поэтому мы присоединяемся к мнению М.В.Нащокиной и Е.А.Борисовой3, что полностью отождествлять эти стили нецелесообразно. Пятиэтажный доходный дом Миансаровой стоит на углу Большой Сухаревской площади и Панкратьевского переулка. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, симметричен, насчитывает восемь оконных осей. Фасад на Панкратьевский переулок — намного длиннее (в шестнадцать просветов) и ассиметричен, визуально разбивается на четыре части — левую, в шесть просветов, с укрупненными окнами первого и второго этажей, центральную, в два просвета, с центральным подъездом и увенчанную «кокошником», правую, в шесть просветов, и угловую, в два просвета, с башенкой. Здание привлекает внимание, прежде всего, контрастным сочетанием белого кирпича и густо-зеленой майолики, заполняющей промежутки между пилястрами на третьем и четвертом этажах, а также использованной в наличниках окон первого и второго этажа, в завершении пятого этажа и на угловой башенке. Вертикальное членение фасада пилястрами визуально подчеркивает его высоту. В оформлении также использовано множество полихромной керамической плитки, изготовленной заводом «Абрамцево» и мастерской «Кикерино», что заставляет вспомнить такой выдающийся образец русской архитектуры XVII века, как теремок на Крутицком Патриаршем Подворье. Первый этаж оформлен достаточно скромно, окна в части, выходящей на Садовое и в левой части фасада на Панкратьевский — витринные, крупного размера и оставляют мало места для архитектурных изысков. Только маленькое прямоугольное окошко в угловой части с башенкой окружено парами пузатых зеленых керамических полуколонн и рядом изразцов с растительными мотивами. Второй этаж отделан немного пышней, окна в торговой части — сдвоенные. Окна третьего этажа увенчаны кокошниками — снова очень характерная деталь для старой русской архитектуры. Окна четвертого этажа обрамлены тонкими цветными полуколоннами, которые опираются на миниатюрных сфинксов. Между четвертым и пятым этажом проходит полоса фриза из разноцветных плиток. На фасаде под самой крышей со стороны Садового кольца расположено панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов. |