Терем ВаснецоваВ 1912–1913 годах в едином ансамбле с Великокняжеской церковью в Ельце был выстроен Дом призрения в память 300-летия царствования дома Романовых для стариков, потерявших трудоспособность. В наружной отделке дома еще более широко была использована абрамцевская керамика, причем в данном случае не только для того, чтобы подчеркнуть архитектурные формы сооружения, но и как основное средство выразительности. Фасад этой небольшой Г-образной постройки, расположенной по южной границе храмового участка, отчасти копировал палаты бояр Романовых в бывшем Ипатьевском монастыре в Костроме. Так заказчики старались визуально подчеркнуть посвящение юбилею царствующего дома. Однако в стилистическом отношении она существенно отличалась от храма. Если облик храма в пандан часовне сохранял византийский характер, то приют был выполнен в духе более современного неорусского стиля, апогей которого как раз и совпал с юбилеем династии. К улице сооружение было обращено фигурным килевидным щипцом с названием учреждения. Длинный текст был выполнен в стиле древнерусских надписей — его автором, возможно, был художник А.Ф.Середа, которому удавались шрифтовые композиции. Три верхних окна были обведены наличниками из «мозаичной» абрамцевской плитки. Боковые лопатки фасада в верхней части были украшены традиционными абрамцевскими изразцами, преимущественно М.А.Врубеля (подсолнухи, бессмертники, васильки, шишечки с пятью цветками и т.д.). Воспроизведение в новых цветовых сочетаниях изразцов М.А.Врубеля и других участников абрамцевского кружка стало со временем своеобразным фирменным знаком Абрамцева, по которому легко узнать его произведения. Над тремя окнами первого этажа было помещено объединившее их большое полукруглое панно с изображением преувеличенно крупных сказочных цветов в сиренево-голубых тонах. Этот цветочный мотив и стал заглавным в оформлении здания. Свободная прорисовка сказочных цветов напоминает работы Е.Д.Поленовой, орнаменты А.Я.Головина и декоративные эскизы Н.Я.Давыдовой для вышивок и аппликаций на ткани. Потенциальную возможность такого «непрофильного» использования работ Давыдовой подтверждает недавно найденный искусствоведом Е.Г.Мокроусовой в киевском архиве архитектора П.Ф.Алешина рисунок, копирующий ее эскиз настенного текстильного панно с цветами, но использованный в дальнейшем как мотив для абрамцевских изразцов. Еще богаче был украшен боковой северный фасад приюта, обращенный к храму и узкому проходному дворику. Здесь привлекает внимание панно на аттике с изображением древнерусского града, окруженного стенами с башнями и увенчанного белокаменным златоглавым собором. Ниже расположены майоликовые наличники окон необычно острой формы, стилизующей наличники XVII века, и панно в тимпане фронтона над входом с изображением государственного герба России — двуглавого орла. Яркие майоликовые вставки глубоких чистых цветов — и панно, и орнаментальный фриз, и изображения простых цветочков на наличниках — придали зданию сказочную индивидуальность, выделили в окружающей застройке, подчеркнув его художественную и мемориальную уникальность как памятника значительному государственному событию. Несмотря на отмеченные стилистические различия храма и приюта, именно абрамцевская майоликовая отделка сделала заусайловский храмовый комплекс единым ансамблем и ярким украшением Ельца, каким он остается по сей день. Источник: М.В.Нащокина "Религиозное искусство гончарного завода «Абрамцево»".
|