Полтавский теремЭти расчудесные пернатые существа с героически-монументальными и совсем не птичьими ликами гнездятся на центральной улице Полтавы, украшая вход в самое эффектное и оригинальное здание города - Дворянский и крестьянский поземельный банк. Собственно, загадки у здания никакой нет, построили его в 1906-1909 годах по проекту киевского архитектора А.В. Кобелева, автора здания банка в Киеве (ныне здания Национального банка Украины на одноименной, Банковской, улице). Реализовывал проект в Полтаве инженер С. Носов. Здание привлекает внимане своим сказочным нарядным обликом, который птичкам помогают создавать высокие теремные крыши и роскошные керамические панно, например, центральное, с двумя павлинами. Так что птиц при внимательном подсчете на здании не две, а четыре. Две объемных и две плоских. Может еще где есть, помельче, не припомню... Уж не знаю с какой радости, но на многих украинских сайтах здание уверенно называется "ярким образцом самобытного украинского модерна". То, что образец яркий сомнению не подлежит. Только вот никакого украинского модерна здесь и рядом не стояло. И дело не в том, что я данный стиль не признаю за существующий (а есть и такая точка зрения - просто иногда считают, что это просто северный модерн на территории Украины). Нет, это явление, на мой взгляд, все же было. В той же Полтаве есть рядом здоровый дом земства - программный пример поисков украинской самобытности начала ХХ века, где получился творческий сплав мотивов северного модерна, неорусского стиля и национальных декоративных элементов, пришедших из украинской вышивки, карпатских храмов и традиционной деревянной архитектуры. Но полтавский банк - чистейший образец именно неорусского стиля, выросшего из столичных (в данном случае московских) истоков. Главная фишка решения угловой части (где вход) творчески интерпретирует решение главного входа в Ярославский вокзал Федора Шехтеля. Вокзал только закончили в 1904 году, его проекты и фотографии, многократно публиковавшиеся, были перед глазами у киевских архитекторов, в т.ч. и у Кобелева. Вот и перекочевали массивные полуколонны на углах, поставленные на консоли, из московского здания в полтавское. А на полуколонны Кобелев посадил диковинных птиц-девиц. Птицы эти тоже не с неба свалились. Это хорошо знакомые нам по сказкам и картинам Виктора Васнецова райские птицы. Их, как известно, было три - вещая Гамаюн, печальная Сирин и радостная Алконост. Вот только не очень ясно, которые две поселились на здании банка. У Васнецова Сирин, как ей и положено, грустная птица с черным оперением. Обе скульптурные птицы на банке, понятно, одного цвета, ибо здесь вам не живопись. И обе довольно грустны и серьезны. Так что я в растерянности... Может, это два Сирина (эта версия подходит к нынешней функции здания), а может - два вещих Гамаюна... Или все же два радостных Алконоста? Только где тогда радость? Вот такой занятный художественный замысел, соединивший фантазией киевского архитектора Шехтеля с Васнецовым, материализовался в Полтаве. И хорошо, что это чудо дошло до наших дней. Полтаву сейчас без него трудно представить. |