+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Теремок во Фленово

Поиски художественного языка архитектуры, достижение его единства и выразительности средствами пластического своеобразия национальной формы зачастую совершаются не только архитекторами, но и художниками. Одним из них в отношении отечественной архитектуры является Сергей Малютин.

Разрозненные проявления неорусского стиля в конце 1890 — начале 1900-х гг. сливаются в широкое художественное движение поиска нового национального стиля. Поиски художников касались не только декоративного орнамента, но и формы предмета в целом, сообщения ему единства и выразительности.

Подлинно народный орнамент был сильно стилизован, «обогащен» фантастическими мотивами. Найденный в прикладном искусстве новый принцип стилизации резко меняет характер архитектуры. На смену многословности приходят крупная форма, силуэтность, «богатырско-эпический строй». Этический национальный идеал воплощается в пластическом своеобразии «национальной» формы.

Заметной вехой на пути поиска нового художественного языка является творчество Сергея Васильевича Малютина (1859–1937).

Если тенденции этого языка зародились в творчестве художников Абрамцевской мастерской, то в работах С. В. Малютина, возглавившего подобную мастерскую в Талашкино, они проявились в полной мере. Живописные причудливые формы были использованы им в архитектуре, что особенно ярко выразилось в ряде его проектов и построек, осуществленных в Талашкино. Архитектурное творчество художника по времени совпало с расцветом стиля модерн в России и является одной из вершин стиля.

Создание всех архитектурных работ художника по времени укладывается в первые семь лет ХХ в. (1900–1907).

А. Бенуа в работе «История русской живописи XIX века», оценивая декоративную сторону творчества С. Малютина, сказал о художнике, «что он русский, вполне русский, более русский даже, нежели Васнецов и Коровин». Отмечая необыкновенную фантазию художника, Бенуа указывает, что ей «научиться никаким методом нельзя… Нужно быть большим поэтом и большим ребенком, чтобы познать ее и владеть ею… Малютин, бесспорно, один из этих немногих».

С. Малютин — очень самобытный художник. Трудно найти прямые воздействия на его творчество. Вместе с тем знакомство с работами В. Васнецова в Абрамцево не могло не послужить толчком для собственной, «малютинской» интерпретации древнерусских мотивов. Абрамцевский период творчества художника можно рассматривать как подготовку к его архитектурной деятельности. Собственно начало архитектурного творчества Сергея Малютина связано с другим очагом русской культуры рубежа веков — имением Талашкино.

Терем во Фленово Терем во Фленово №1 Терем во Фленово №2
Терем во Фленово №3 Терем во Фленово №4 Терем во Фленово №5
Терем во Фленово №12 Терем во Фленово №13 Терем во Фленово №14
Терем во Фленово №14 Терем во Фленово №16 Терем во Фленово №17
Терем во Фленово №18 Терем во Фленово №19 Терем во Фленово №20
Терем во Фленово №3 Терем во Фленово №4 Терем во Фленово №5
Терем во Фленово №12 Терем во Фленово №13 Терем во Фленово №14
Терем во Фленово №15 Терем во Фленово №16 Терем во Фленово №17
Терем во Фленово №18 Терем во Фленово №19 Терем во Фленово №20
Терем во Фленово №3 Терем во Фленово №4 Терем во Фленово №5
Терем во Фленово №12 Терем во Фленово №13 Терем во Фленово №14
Терем во Фленово №15 Терем во Фленово №16 Терем во Фленово №17
Терем во Фленово №18 Терем во Фленово №19 Терем во Фленово №20
Терем во Фленово №3 Терем во Фленово №4 Терем во Фленово №5
Терем во Фленово №12 Терем во Фленово №13 Терем во Фленово №14
Терем во Фленово №15 Терем во Фленово №16 Терем во Фленово №17
Терем во Фленово №18 Терем во Фленово №19

Архитектурные работы С. Малютина были по существу лишь увеличенными образцами предметов прикладного искусства, которые выполнялись по его замыслам в Талашкинских мастерских. Принципиально ничто не отличало его проекты от эскизов расписных ларцов и поставцов, для которых он находил все новые декоративные мотивы. С. Малютин является и автором русской матрешки.

Специфика архитектуры никак не отразилась в творчестве художника. Всем его работам в равной мере были присущи подчеркнутая сказочность и сочность форм, а также колористическое богатство. Первой постройкой С. Малютина в имении был собственный дом.

Это деревянный двухэтажный терем. На втором этаже размещалась мастерская художника. Дом «обильно и нарядно украшен деревянной декоративной резьбой на темы народных сказок». Основой для создания собственного дома в Талашкино стал у С. Малютина сказочный домик в его иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке». Мебель в иллюстрациях взята из жизни и наоборот. По сравнению с «Теремком», выстроенным в имении позже, он был «более сложен в архитектурном решении; не столь интимен, а близок к княжеским палатам». В постройке собственного дома было опробовано много из того, что можно наблюдать в архитектуре «Теремка».

С. Малютин в своих исканиях стремился к сближению живописи, прикладного искусства, архитектуры, их взаимному обогащению. Живописность форм прикладного искусства художник использовал при проектировании «Теремка».

Сама постройка очень оригинальна. Смысл, который вкладывался художником в композицию, и орнамент здания в целом выражали его постижение мира. Хитроумно решен общий силуэт здания: его хочется обойти со всех сторон. Ориентация С. Малютина на древнерусское искусство — это взгляд современника на старину, ее постижение.

В древнерусском и народном искусстве художник заимствует не только принцип целостности формы, но и мир символов. Своими фантастическими росписями, завитками чудовищных цветков, страшными зверями и птицами композиция напоминает домик из народных сказок. Созвучно фасаду решен и интерьер здания.

Архитектура понималась древним художником как «вторая природа», т. е. мир, созданный человеком. Центральное место в декоре фасада «Теремка» занимает мотив языческого Ярилы-солнца. Оно окружено яркими пестрыми цветами, животными и т. д., что, видимо, является символами жизни, радости. Интересна и техника выполнения декора —соединение резьбы с живописной раскраской в стилизованной, упрощенной форме, родственной самой сказочной архитектуре.

Взаимовлияние различных видов искусств в творчестве С. Малютина налицо. Это не просто взаимовлияние, но и взаимообогащение. Мотив русского терема любим художником. Во всех видах его творческой деятельности — живописи, прикладном искусстве, книжных иллюстрациях к сказкам, архитектуре — можно увидеть множество его вариантов. Поиски художественного образа дома-теремка, начавшиеся постройкой собственного дома, продолжались как в реальных постройках, так и в других продуктах творчества. Они стали основой создания собственного сказочного варианта модерна в русской архитектуре.

Источник: МИХАЙЛОВА Л. Г. Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле