Поиски художественного языка архитектуры, достижение его единства и выразительности средствами пластического своеобразия национальной формы зачастую совершаются не только архитекторами, но и художниками. Одним из них в отношении отечественной архитектуры является Сергей Малютин.
Разрозненные проявления неорусского стиля в конце 1890 — начале 1900-х гг. сливаются в широкое художественное движение поиска нового национального стиля. Поиски художников касались не только декоративного орнамента, но и формы предмета в целом, сообщения ему единства и выразительности.
Подлинно народный орнамент был сильно стилизован, «обогащен» фантастическими мотивами. Найденный в прикладном искусстве новый принцип стилизации резко меняет характер архитектуры. На смену многословности
приходят крупная форма, силуэтность, «богатырско-эпический строй». Этический национальный идеал воплощается в пластическом своеобразии «национальной» формы.
Заметной вехой на пути поиска нового художественного языка является творчество Сергея Васильевича Малютина (1859–1937).
Если тенденции этого языка зародились в творчестве художников Абрамцевской мастерской, то в работах С. В. Малютина, возглавившего подобную мастерскую в Талашкино, они проявились в полной мере. Живописные
причудливые формы были использованы им в архитектуре, что особенно ярко выразилось в ряде его проектов и построек, осуществленных в Талашкино. Архитектурное творчество художника по времени совпало с расцветом стиля модерн в России и является одной из вершин стиля.
Создание всех архитектурных работ художника по времени укладывается в первые семь лет ХХ в. (1900–1907).
А. Бенуа в работе «История русской живописи XIX века», оценивая декоративную сторону творчества
С. Малютина, сказал о художнике, «что он русский, вполне русский, более русский даже, нежели Васнецов и Коровин». Отмечая необыкновенную фантазию художника, Бенуа указывает, что ей «научиться никаким методом нельзя… Нужно быть большим поэтом и большим ребенком, чтобы познать ее и владеть ею… Малютин, бесспорно, один из этих немногих».
С. Малютин — очень самобытный художник. Трудно найти прямые воздействия на его творчество.
Вместе с тем знакомство с работами В. Васнецова в Абрамцево не могло не послужить толчком для собственной, «малютинской» интерпретации древнерусских мотивов. Абрамцевский период творчества художника
можно рассматривать как подготовку к его архитектурной деятельности. Собственно начало архитектурного творчества Сергея Малютина связано с другим очагом русской культуры рубежа веков — имением Талашкино.
Архитектурные работы С. Малютина были по существу лишь увеличенными образцами предметов прикладного искусства, которые выполнялись по его замыслам в Талашкинских мастерских. Принципиально ничто не отличало его проекты от эскизов расписных ларцов и поставцов, для которых он находил все новые декоративные мотивы. С. Малютин является и автором русской матрешки.
Специфика архитектуры никак не отразилась в творчестве художника. Всем его работам в равной мере были присущи подчеркнутая сказочность и сочность форм, а также колористическое богатство.
Первой постройкой С. Малютина в имении был собственный дом.
Это деревянный двухэтажный терем. На втором этаже размещалась мастерская художника. Дом «обильно
и нарядно украшен деревянной декоративной резьбой на темы народных сказок». Основой для создания собственного дома в Талашкино стал у С. Малютина сказочный домик в его иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке». Мебель в иллюстрациях взята из жизни и наоборот. По сравнению с «Теремком», выстроенным в имении позже, он был «более сложен в архитектурном решении; не столь интимен, а близок к княжеским палатам».
В постройке собственного дома было опробовано много из того, что можно наблюдать в архитектуре «Теремка».
С. Малютин в своих исканиях стремился к сближению живописи, прикладного искусства, архитектуры, их взаимному обогащению. Живописность форм прикладного искусства художник использовал при проектировании «Теремка».
Сама постройка очень оригинальна. Смысл, который вкладывался художником в композицию, и орнамент здания в целом выражали его постижение мира. Хитроумно решен общий силуэт здания: его хочется обойти со всех сторон. Ориентация С. Малютина на древнерусское искусство — это взгляд современника на старину, ее постижение.
В древнерусском и народном искусстве художник заимствует не только принцип целостности формы, но и мир символов. Своими фантастическими росписями, завитками чудовищных цветков, страшными зверями и птицами композиция напоминает домик из народных сказок. Созвучно фасаду решен и интерьер здания.
Архитектура понималась древним художником как «вторая природа», т. е. мир, созданный человеком.
Центральное место в декоре фасада «Теремка» занимает мотив языческого Ярилы-солнца. Оно окружено яркими пестрыми цветами, животными и т. д., что, видимо, является символами жизни, радости. Интересна и техника выполнения декора —соединение резьбы с живописной раскраской в стилизованной, упрощенной форме, родственной самой сказочной архитектуре.
Взаимовлияние различных видов искусств в творчестве С. Малютина налицо. Это не просто взаимовлияние, но и взаимообогащение. Мотив русского терема любим художником. Во всех видах его творческой деятельности — живописи, прикладном искусстве, книжных иллюстрациях к сказкам, архитектуре — можно увидеть множество
его вариантов. Поиски художественного образа дома-теремка, начавшиеся постройкой собственного дома, продолжались как в реальных постройках, так и в других продуктах творчества. Они стали основой создания собственного сказочного варианта модерна в русской архитектуре.
Источник: МИХАЙЛОВА Л. Г. Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина.