Русский стиль деревянного дома-поиск пути
Поиск русского стиля в начале 20 века заставил архитекторов прошлого
изучать истоки русского зодчества и заново открывать самобытную русскую
культуру и свой собственный путь развития . Шехтель, Щусев , Бондаренко ,
Покровский , Васнецов и Нестеров заложили
фундамент нового русского стиля . На заключительном
этапе, в конце XIX - начале XX века, русский (неорусский) стиль следовал не форме, а духу, образу древнерусской
архитектуры. В основе была живописная общая композиция, характерная для
древнерусской архитектуры, особенно псковской. В рисованных деталях было заметно
влияние модерна. Это были авторские произведения, а не повторы древних
образцов.
Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы
начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики,
а не копировали декоративные элементы, как это делали представители
псевдорусского стиля. Но нормальное развитие архитектурного искусства
закончилось в октябре 1917 года .
После 70 летних гонений на все русское мы вспомнили о своих
культурно-исторических корнях и началось стремительное возрождение традиций
русского зодчества , с неизбежными ошибками, в том числе архитектурным , и в этом
нет вины архитекторов-они не знали традиций . Теперь, когда у нас появился опыт и мы имеем возможность оценить
постройки современных архитекторов , можно с уверенностью
сказать , что современную архитектурную мысль
традиционно русского деревянного зодчества можно разделить на два направления.
Первое-традиционно народная , не стилевая
архитектура . Вот что пишет архитектор Петр Карелин. " Признаки и характеристики русского деревянного
зодчества- это народная, не стилевая архитектура, для которой характерно
следование традиции ". Такая архитектура стремится
сохранить все древнерусские строительные каноны , консерватизм
является неотъемлемой частью традиционного подхода и считает невозможным
появление любых нововведений . Традиция представляется
как сохранение единожды данных образцов и схем .
Современный бревенчатый дом. Поселок Пирогово Московской области, 2008
год. Дом построен по рисунку Е. А. Ополовниковой, дочери Александра Викторовича
Ополовникова – одного из главнейших авторитетов в русском деревянном зодчестве.Удачная попытка воплощения национальных традиций в наше время
Современный бревенчатый дом выполненный в
стиле традиционно народной архитектуры .
Второе направление архитектурной мысли-стилевая архитектура традиционно
русского дома . Художники древности никогда не
воспринимали традицию, как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее
только буквальному повторению . Используемые в
канонической традиции образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и
как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение - учить и
напоминать, оставляя место для творчества.
Древнерусское архитектурное искусство канонично, но не однообразно. Канон
охватывает в большей степени иконопись, чем архитектуру, оставляет много
возможностей для творчества, создания новых форм. Канон предостерегает автора
от ошибок, а вовсе не предписывает ему как что делать от «а» до «я». Слово
« канон» обозначает «правило», отражает церковные нормы в
творчестве. Современные государственные СНиПы также являются сводами норм и
правил, но никто не говорит, что они делают архитектуру однообразной.
Терем. 2004 год. Подмосковье. Несет несколько
символических нагрузок. Башенка и коньки крыши – голова и плечи воина. Обилие
крыш – паруса корабля. Маленький балкон – капитанский мостик. Конь над крытой
верандой второго этажа – конь на носу ладьи .
Рубленный дом в районе Истры. Сложное сочетание
самцово-слеговых крыш.
Мы считаем, что прерванную в начале ХХ века традицию надо изучать и
продолжать, а не пытаться спешить объявить о создании нового стиля. Если нам
удастся достичь уровня мастеров начала ХХ века, мы будем считать свою цель
достигнутой. Нельзя перепрыгнуть через ступеньку, надо пройти весь путь
целиком. Наиболее целесообразными представляются такие творческие подходы к
современному архитектурному проектированию, при которых отбрасывается не
имеющее ничего общего с архитектурным творчеством формальное копирование или
эклектичная комбинация исторических стилей, отдельных памятников и их
элементов. При этом исключительно важной остаётся сознательная ориентация на
лучшие традиции прошлого .
Выход из порочного круга слепого подражательства надо искать не в отрыве
от прошлого, а в его талантливом осмыслении. А если таланта не хватит, то лучше
уж будет повторение испытанного прошлого, чем бесталанное выдумывание нового.