Рубить по-русскиСтуденты выросли и успешно строят. Их дома похожи на творения Миса и Фрэнка Ллойда Райта. Это хорошие дома. Но по ним нельзя сказать, что это дома РУССКИЕ. Ну и правда: как его делать-то сегодня, русский архитектурный стиль? Не копировать же, в самом деле, самое русское, что было в нашей архитектуре, – деревянное зодчество Севера (которым, кстати, все наши архитекторы неустанно восхищаются). Да, это национальный стиль и национальный способ работы с материалом и конструкцией. Но это дела давно минувших дней. Зачем клиенту-банкиру “рубка в обло”? Архитектор Николай Белоусов, как и его коллеги в XXI веке, строит абсолютно современные дома. Но строит их по-русски – из дерева, и пользуясь теми же принципами, что его коллеги XVII века. Дом, который Белоусов построил в Подмосковье для семьи с тремя детьми, стоит на квадратном участке шестьдесят на шестьдесят метров. Двухэтажное здание вытянуто вдоль одной стороны участка и делит его на две неравные части. Пространства нанизаны на ось – от входа к гостиной, столовой и дальше к бане. Из всех зон этой “общественной” анфилады есть выходы на идущий вдоль фасадов деревянный помост (местами он становится галереей). На втором этаже, где расположены спальни, все чуть более закрыто. Но оконные проемы все равно огромны, и дом все равно производит впечатление прозрачности и планировочной гибкости – любое внутреннее пространство в любой момент может оказаться открытой террасой и наоборот. Хозяева говорят, что и через год после новоселья они продолжали открывать для себя эти “эффекты неожиданности”. Пространственная игра была главной задачей, которую ставил перед собой Белоусов. Как и положено “западному” архитектору, он каждый раз придумывает что-то особенное, что делает проект интересным для него. Но реализует свои композиционные затеи в дереве, с которым умеет работать как никто. У Белоусова свое производство в Галиче, и он имеет возможность рубить дерево именно так, как нужно ему, создавать именно те конструктивные узлы, которые ему необходимы. То есть объединять архитектурное творчество с осмыслением конструкции. Вообще-то в такой комплексности и заключается понятие “архитектурный стиль”. У архитектора Белоусова есть свой стиль. Современный – и безошибочно русский.
А еще, конечно, это просто очень уютный дом – с запахом дерева, с ощущением живого материала, с игрой света и тени, с бликами отраженного в воде (на участке три водоема) солнца. Это просто очень качественная архитектура. Но качественной архитектуры у нас немало. А вот по-настоящему русской она бывает редко. И поэтому я очень ценю архитектора Белоусова. ЕВГЕНИЯ МИКУЛИНА, главный редактор журнала http://www.admagazine.ru |