Сокровища русского стиляВсего каких-то 100 лет назад Россия была законодателем мод в искусстве. «Русский стиль» «гремел» на всех мировых выставках, коллекционеры из Европ и Америк разве что не выстраивались в очередь, чтобы приобрести или просто увидеть артефакты от русских мастеров. 19 сентября «Сокровища русского стиля» появились во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. "Сокровища русского стиля". Предметы быта, интерьера в исполнении русских мастеров поражают своей душевностью и красотой. Это вполне функциональные вещи: в шкафы можно ставить посуду, за столом обедать. Мебель из абрамцевских, талашкинских, сергиево-посадских, московских и других мастерских была широко распространена в период русского модерна; в зажиточных домах считалось хорошим тоном обставить хотя бы одну комнату в русском стиле. При этом наличие исключительно бревенчатого или "деревенского" фона не требовалось — мебель органично смотрелась на фоне обоев и окрашенных стен, соседствуя с личными фотографиями хозяев или картинами в рамах, светильниками и вазами в других стилях. Фотографии интерьеров той эпохи можно посмотреть в книге А. Васильева «Русский интерьер в старинных фотографиях».
Мебель в русском стиле не только продолжала функционировать в интерьерах, но и продолжала производиться в институтах, созданных на базе художественных лабораторий Кустарного музея, а также в Абрамцевской профтехшколе, причём разрабатывались и новые проекты изделий. В 1920-1940 годы мебель в русском стиле продавалась на внутреннем рынке и экспортировалась за рубеж, демонстрировалась на крупнейших всероссийских и международных художественно-промышленных выставках, в том числе на парижских 1925 и 1937 года, как, например, шкафчик с птицами, изготовленный в 1936 году (хороший пример яркой «архитектурности» образа). Сам факт производства в такое неспокойное время показателен, как и факт преемственности художественных традиций царской России Советской властью. Особенный почерк имеют талашкинские произведения мебельного и декоративно-прикладного искусства. На сто процентов модерновые, они сохраняют в себе национальный дух и являются хорошим примером органичного синтеза народных традиций и новых для своего времени культурных веяний. Смею утверждать, что образцы из Талашкино – это подтверждение художественной оформленности, сформированности русского стиля как системы образов и приёмов, обладающей единством идейно-художественного содержания. «Сокровища русского стиля» - совместный проект Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево». https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5df1fc439515ee00aee77ccf |