Каменный терем ЗаусайловаПриют и ясли В. В. Заусайловой из красного кирпича построен по проекту архитектора Вильфорта в стиле модерн. В качестве декора использована майоликовая плитка, на панно изображён пеликан над гнездом-символ материнства и детства. Елецкий купец, владелец табачной фабрики, по просьбе жены Варвары отдал дом под приют-ясли для детей работниц своей фабрики. Заведение было рассчитано на 50 детей, содержание-бесплатное. Фасад здания богато украшен керамическим декором. Где же было изготовлено это великолепное изразцовое убранство? Ни в одном в известных автору источников нет никаких упоминаний о месте его производства. Попробуем ответить на этот вопрос. При визуальном анализе фасадного декора обращают в т.ч. на себя внимание керамические панно с растительным мотивом "с завитками". Дело в том, что это один из самых узнаваемых сюжетов Абрамцевской гончарной мастерской 1910-х гг. На это первым обратил внимание архитектор, исследователь Андрей Мушта. В статье "Майолики особняка Рейнеке" ("Тектоника плюс", № 7-8, 2009) он отмечает, что растительный мотив "с завитками" - "эта полная красоты и своеобразия композиция была чем-то особенно дорога Савве Мамонтову. Судя по дошедшим до нас фотографиям, она постоянно экспонировалась во дворе Абрамцевской мастерской". Керамические панно с растительным мотивом "с завитками" сегодня можно встретить, по крайней мере, в трех (не считая Ельца) городах России: на доме Шаронова в Таганроге, доходном доме П.Г. Солодовникова в Москве и на особняке Рейнеке в Саратове (см. упомянутую статью А.Мушты).
Зная к тому же, что фасадная и интерьерная керамика для другой постройки А.Н. Заусайлова в Ельце – Великокняжеской Михаило – Александровской церкви – была изготовлена в Абрамцевской гончарной мастерской, у нас есть все основания полагать, что там же был произведен и фасадный декор яслей – приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова. Наиболее подробно история Абрамцевской гончарной мастерской изложена в фундаментальной работе М.В. Нащокиной "Абрамевская гончарная мастерская. 1890-1917" [1] . Вот что коротко говорится на сайте государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево": "в 1890 г. в усадьбе была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет. С 1900 г. С. И. Мамонтов большую часть времени жил в Москве, в доме на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, купленном в середине 1890-х гг. на имя младшей дочери Александры. Сюда в 1896 г. была перенесена Абрамцевская керамическая мастерская, получившая название Керамический завод "Абрамцево", управлению которым посвятил себя Мамонтов. Изделия завода занимали почетные места на российских и международных выставках, украшали московские здания: панно "Принцесса Греза" (1899 – 1903) М. А. Врубеля – фасад гостиницы "Метрополь", панно К. А. Коровина на темы русского Севера (1990-е) – интерьеры Ярославского вокзала, фриз по эскизу В. М. Васнецова (1903) – фасад Третьяковской галереи. В середине 1920-х гг. керамический завод "Абрамцево" был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено". [1] О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии - М.: Жираф, 2000. - 222 с.: илл. - (Русский модерн). Источник: http://pallada-afina.ru https://zen.yandex.ru/drevnerusskii_dom |