+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Дома в стиле модерн
Дома

Терема

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Каменный терем Ивана Ропета

Его забыли еще при жизни.

Вот что писал журнал «Зодчий»: «... он скончался-одинокий, бедный, заброшенный, забытый обществом и друзьями. А между тем, 30 лет тому назад <...> имя его гремело...».

В этом очерке мы расскажем о Иване Павловиче Ропете, блестящем архитекторе, которого Владимир Стасов характеризовал так: «самый талантливый из всех бывших до сих пор у нас архитекторов». В своей переписке знаменитый критик шутливо называл этого архитектора на итальянский лад- Ропетто.

Первоначальное образование Иван Ропет получил в Училище при церкви Святой Анны (Анненшуле), в которой и проявился его талант рисовальщика.

В возрасте шестнадцати лет был определен в Академию художеств, где становится учеником известнейшего архитектора, академика Алексея Максимовича Горностаева (род Горностаевых дал России пятерых зодчих, четверо из которых стали академиками), одного из основоположников русского стиля.

В это время Горностаевым и его учениками разрабатывалась новая линия архитектурного развития, опиравшаяся на национальные корни и впоследствии получившая название «псевдорусского» стиля, его еще называли неорусским, ложнорусским, но здесь мы не будем рассматривать вопросы, связанные с историей и развитием этого стиля, они достаточно сложные, спорные, и это дело искусствоведов.

Каменный терем Ивана Ропета Каменный терем Ивана Ропета-фасад Каменный терем Ивана Ропета-второй фасад
Каменный терем Ивана Ропета-третий фасад Каменный терем Ивана Ропета-четвертый фасад Каменный терем Ивана Ропета-пятый фасад
Каменный терем Ивана Ропета-шестой фасад Каменный терем Ивана Ропета-седьмой фасад Каменный терем Ивана Ропета-фрагмент фасада
Каменный терем Ивана Ропета-восьмой фасад Каменный терем Ивана Ропета-фасад №9 Каменный терем Ивана Ропета-фасад №10
Каменный терем Ивана Ропета-фасад №11 Каменный терем Ивана Ропета-фасад №12 Каменный терем Ивана Ропета-фасад №14
Каменный терем Ивана Ропета-фасад №15

Иван Ропет быстро включается в разработку новых идей, которые находят все большую поддержку в обществе, ведь именно в это время в русском искусстве начинают широко звучать национальныемотивы. И в литературе, и в музыке широко использовался фольклор - вспомним работы передвижников и композиторов «Могучей кучки». То же и в архитектуре-деревянные дома начинают украшаться богатой резьбой, часто с пестрой раскраской, начинают появляться бесчисленные резные петухи, топоры и рукавицы, фантастические птицы, затейливые и вычурные, фасады становятся похожими на расписные кружевные игрушки.

И здесь далеко не последнее слово принадлежало Ропету. Еще в академии он большое внимание стал уделять именно средневековому русскому зодчеству и книгопечатанию. Впоследствии им создаются эскизы мебели, красочно оформленные театральные афиши, книжные заставки и обложки - и все в русском стиле.

Через десять лет, в 1871 году, по окончании академии, Иван Ропет получает золотую медаль и право на шестигодичное заграничное пенсионерство для изучения памятников мировой культуры.

Но за границу он поедет только через несколько лет - Франция, Италия, Египет, но тянет домой, в Россию, к русской архитектуре, которая всегда была ему ближе.

Первой архитектурной работой Ивана Ропета была декоративная отделка деревянного театра в Красном Селе, которое было украшено красивой резьбой. Через несколько лет он создает Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке в Москве. Построенный в русском народном стиле павильон получил восторженные отзывы прессы.

Имя Ропета становится широко известно, и знаменитый меценат Савва Мамонтов приглашает его в Абрамцево. Здесь архитектор строит небольшую постройку чисто бытового назначения - баньку. Но строит как сказочную избушку богато украшенную нарядной резьбой, не случайно эту баньку сразу окрестили «теремком». Появляетсяи новое определение «ропетовский» стиль, который оказался очень близок и понятен широким народным массам, на Руси испокон веков строили из дерева, да и сами постройки красивые, нарядные, радуют и веселят. Правда, некоторые злые критики обозвали этот стиль «петушиным», но на то и критика. А дело в том, что Ропет строил в основном в дереве, а при перенесении элементов, присущих деревянному зодчеству в камень, теряется красота и нарядность этих элементов, а само каменное здание приобретает нелепый и вычурный вид.

Международная слава пришла к Ивану Ропету в 1878 году, когда на Всемирной выставке в Париже настоящий фурор произвел построенный Ропетом российский деревянный павильон, выстроенный в виде резного терема- дворца. Для европейцев это было тем, что они называли «а ля русс», та далекая русская экзотика. Через несколько лет, в 1893 году, он строит новый деревянный павильон на Чикагской Всемирной выставке. Именно проекты временных павильонов позволяли архитекторам, в том числе и Ропету, полностью использовать свои творческие возможности, и, что немаловажно, именно здесь, не связанные требованиями заказчиков, они могли дать волю своей фантазии. Но выставки закончились, павильоны разобрали, правда, к счастью, сохранились рисунки и фотографии.

Впоследствии Иван Ропет строит несколько домов в Петербурге, но эти дома не относятся к его «ропетовскому» стилю, здесь он просто выполнял поручение заказчика.

В самом конце XIX века в Барнауле Ропет построил народный дом, фасад которого украшен декоративными элементами русского стиля, дом построен в камне и, к счастью, сохранился. Ропет был и прекрасным рисовальщиком, его виртуозные заставки, рисунки вызывают искреннее восхищение.

Почему я написал эту статью?

Да только потому, что за несколько вычурно звучащей фамилией скрывался человек с чисто русской фамилией- Петров, простой перестановкой слога переделав ее на звучное Ропет (Пет-Ро-в - Ро-пет). Кстати, может быть, учеба в немецкой школе Анненшуле и послужила причиной переделки фамилии.

А родился он у нас, в Петергофе, в 1845 году, в семье старшего мастера бумажной фабрики Ивана Николаевича Петрова. Рано осиротел и был взят на воспитание дядей, в память которого при смене фамилии взял и новое отчество «Павлович». Правда, в родном городе Ропет ничего не построил, жаль, хотя вряд ли его деревянные постройки смогли бы у нас сохраниться.

Автор: Руслан Абасалиев.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле