+8 (495) 741-94-55
+8 (964) 516-82-17
+8 (925) 854-99-41
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Дома в стиле модерн
Дома

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Демократичность модерна

Демократичность модерна

Стиль модерн по своим строительным признакам удивительно демократичен, он очень осторожен в употреблении дорогих отделочных материалов. Мастера, как правило, использовали недорогие штукатурку, дерево, керамическую плитку, кованое железо с большим мастерством, достигая впечатления роскоши.

Поражает функциональность архитектурных решений, их приспособленность к данной географической среде (климату, характеру пейзажа). Уклоны кровель всегда достаточны для сброса снега и отвода воды, лестницы спрятаны под кровлю, оконные проёмы в основном небольшие, конструкции и отделка зданий ремонтопригодны, повсюду использованы натуральные отечественные материалы высочайшего качества. Драгоценностью выглядит на фоне простой кирпичной стены поливная керамика!

Для архитектуры модерна, как европейского стилевого направления, характерна высокая строительная культура. В постройках полностью раскрываются художественные возможности материалов: изящество и пластичность кованого металла, мягкость штукатурки.

Ярким примером такой сдержанности в выборе строительных материалов и элементов декора в провинциальном модерне служит дом по ул. Володарского в городе Кимры. Одно только трапециевидное окно первого этажа вырывается из общего спокойного облика, но как оно выразительно! Как стилистически определенно выглядит постройка в целом! Сколько вкуса в рисунке переплётов! Как уверенно утолщённая верхняя горизонталь наличников-сандриков останавливает стремление форм окон вверх. Движение и статика - всё есть в композиции этого маленького дома, она самодостаточна и гармонична.

Итак, после первого общего впечатления обратимся к подробному рассмотрению объекта.

Демократичность модерна

Дом деревянный, одноэтажный, с угловой надстройкой второго этажа. Он останавливает на себе взгляд и привлекает внимание, казалось бы, очень скромным, но в чём-то загадочным обликом. Он стоит как будто в одиночестве на этой длинной и полупустой улице. По обе стороны, видимо, по разным причинам, в наше время снесли массу домов. Вместо них остались пустыри, большей частью никак не используемые.

Становится тревожно, глядя на остатки застройки, и совершенно непонятно, как могло уцелеть это хрупкое создание. Причём без видимых разрушений и новоделов (за исключением материала кровли над одноэтажной частью здания). Шиферная кровля, сооружённая современным владельцем, не соответствует стилю постройки. Предположительно, изначально она была выполнена из окрашенных стальных листов.

Этот дом - настоящий образец провинциального модерна в категории, если так можно выразиться, «эконом-класса». Построенный сто лет назад, этот скромный индивидуальный жилой дом в целом хорошо сохранился, являя миру изящные пропорции и динамичность композиции объёма.

Великий Мисс ванн дер РОЭ как-то сказал об архитектурных произведениях: «Бог в деталях». Детали этого дома свидетельствуют о мастерстве зодчего, к сожалению, неизвестного.

Тщательно продуманная и виртуозно исполненная форма кровли - главная (после фундаментов) защитница здания. Благодаря ей постройка надёжно укрыта от непогоды. Дождевые и особенно талые воды, главные разрушители зданий, благополучно удаляются с крыши, не нанося вреда детищу архитектора.

Видавшая виды дощатая горизонтальная обшивка и шиферная (в настоящее время) кровля нигде не повреждены.

Объём дома полностью ассиметричен. Но с любой точки, в любом ракурсе он представляет собой композиционно и динамически уравновешенное единое целое. Это характерный стилеобразующий признак модерна.

Дом украшают немногочисленные, но столь необходимые детали. Небольшое круглое окно чердака поддерживает и развивает симметричную композицию двухэтажной части дома. Ломаная форма кровли надстройки дома сама по себе очень проста. Но даже это лёгкое усложнение в виде горизонтальной линии конька и «повалов» по краям придаёт постройке «городской», изысканный облик. Эта линия сообщает мягкость всей постройке и завершает нарисованную «на одном дыхании» композицию.

Окна в доме крупного, «столичного» масштаба и рисунка, но одно окно особенное, на главном фасаде, единственное в своём роде - в виде трапеции. Это точный признак времени - эпохи модерна. Проще было бы сделать прямоугольный оконный блок, как все другие в этом доме, но мастер украсил этот скромный по облику дом утончённой деталью и этим порадовал современников, да и будущим жителям сообщил, какими категориями красоты мыслили люди прошлого. Два окна, расположенные в левой нижней части фасада, имеют прямоугольную форму проёма, но их наличники слегка трапециевидные. Кроме того, ритм переплётов в верхней части окон более частый. Всё это придаёт остроту композиции. Верхняя уширенная часть наличников, имитирующая сандрик с карнизом, останавливает движение вверх, создаваемое формой окон. Расположенные внизу «хвостики» вертикалей наличников составляют контраст с массивными фризовыми частями. Они - самые мелкие детали на простом фасаде дома. Сквозь эту кажущуюся простоту дышит культура. О предельном аскетизме применённых материалов необходимо сказать особо. Только деревянная обшивка стен, только обычная листовая кровля. Больше ничего.

Лаконичное цветовое решение также является образцом стиля. Ненасыщенная серо-голубая масса дома служит великолепным фоном для «горячего» сурика наличников. Белизна переплётов делает «нецветной» дом цветным. В свою очередь, коричневые наличники усиливают холодный колорит фасада.

Источник: Ю. Герасимов, И. Расстегняев "Композиционные особенности и культура применения строительных материалов в провинциальном модерне России".


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле