Русский модернКимры – ходишь и постанываешь от восторга: какие окошечки, наличники, башенки, формы, ммм... Творческая неистощимость, игра – откуда что бралось? Не лень же было каждый раз придумывать для каждого дома новое, неповторимое окошко! Какая сила в народе гуляла, избыточность, мощь, роскошь! И рюмочки, и сапоги такие, что хоть на стену вешай-любуйся. И, соответственно, дома, и коляски, и одежда, и посуда, и игрушки, и икона (народная, деревенская) – все песня. Откуда пришло? Куда делось? Аполлон Григорьев ввел в русский язык понятие «веянье». То есть, не какой-то ураган, не конкретная мысль-идея, определяющая направление развития общества, а что-то трудноуловимое, часто никем не замеченное, но только через какое-то время – бац! – и жизнь изменилась. Кто ее изменил конкретно, почему вчера все читали Загоскина, а сегодня Арцибашева сказать невозможно, но только вчера был классицизм, романтизм, ампир, а сегодня бац! - и модерн. К как складывается стиль? Волшебство! Конечно, задним числом вспоминают гениев, которые благодаря своему вкусу сумели выразить стиль в наиболее чистом виде, без отклонений. Но Шехтель – он же не думал, что работает в стиле «модерн»? Он просто хотел сделать хорошо, красиво и понятно, а из этого в конце 19 – начале 20-го века родился стиль. Очень русский стиль. Очень русский. И не только потому, что Россия была тогда на подъеме, деньги рекой лились, всюду шло бурное строительство, а строить старались в самом модном стиле. Почему в других странах модерн не такой острый, не такой выраженный, не такой популярный? Это русский стиль – потому что в нем (в отличие от других стран) отчетливо сконцентрировалось главное в модерне: запах кокаина. Предчувствие конца. И желание почудить-оттопыриться напоследок. Причем, это «веянье» было всеобщее, оно затрагивало не только «верхи», но и «низы». Даже не знаю, есть еще где в мире народный, крестьянский модерн? Именно: это русский стиль накануне революции - успеть подурить напоследок. Каменные дома-модерн в Кимрах, конечно, тоже симпатичные, но там понятно – их строили архитекторы, которые учились, изучали античные, римские, европейские образцы, журналы выписывали… Соответственно, чуть хуже делали, чем их столичные коллеги. А вот деревянную архитектуру - ее же просто мужики рубили, «необразованные». Это именно из народа шло, из глубины энергия: овеществленное в дереве народное представление о красоте! Чудесный деревянный «модерн», который делали мужики. Которые не учились в архитектурной академии, не знали вообще такого слова «модерн»… Но почему-то они рубили топором линию так, что у них получался чистый Бердслей. Конечно, народный модерн в 100 раз здоровее, без господского яду, без кокаина, но стиль! Как? А вот именно улавливали «веяние» времени, его философию, то, какой сейчас (перед революцией) должна быть линия. Увидел у хозяйки новое платье и домыслил, какой к этому платью нужен дом (чувство стиля). Стиль невозможно сконструировать. Это желание всего общества: не знаю почему, но вдруг всем хочется именно так! Причем, всего общества, а не только светской его части: церковный модерн тоже ни с чем не спутаешь. Стиль - это неартикулируемый запрос общества на отражение самого себя, запрос на воплощение своего сегодняшнего представления о красоте. (Манерность, изломанность и безумное эстетство – «Серебряный век»). И как он рождается? Волшебство. Почему вчера все ходили в церковь, носили Царя на руках, а завтра бац! - и революция? И хочется сегодня успеть почудить напоследок, посходить с ума, с жиру побеситься… Очень отчетливо заложена в русском модерне эта мысль: завтра - конец. Автор: Константин Сутягин. Источник: http://vifania.su/eto-interesno/zhivopis/259-russkij-modern.html https://zen.yandex.ru/drevnerusskii_dom |