Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Дом Рыбкиных-Кимры

Другой выразительный пример архитектуры модерна - деревянный жилой дом на набережной Фадеева, вблизи моста через Волгу. В летний день этот дом видят только чайки, летающие над рекой. Он плотно окружён со всех сторон зеленью и прилегающими участками застройки.

В плане здание представляет собой прямоугольник размером 8x14 м, развитый в глубину. Объём состоит из трёх частей: крыльцо и башенка, выходящие на главный фасад, и основная часть дома, не видимая с набережной.

Главным элементом композиции является нарядная, богато декорированная башенка. А в плане она занимает совсем незначительную часть здания. В этом контрасте состоит один из стилеобразующих признаков модерна - стремление к мистификации, попытка возвыситься над действительностью, приукрасить её.

Входная лоджия-крыльцо - увенчана плоским фронтоном. Но мистификации здесь не меньше, чем в башенке. Возникает ощущение, что крыльцо перекрыто пологим шатром. Иллюзию шатра создают искусно выполненные кровельные фальшграни. Изогнутые элементы, поддерживающие завершение, вынесены вперёд относительно плоскости фронтона, что создаёт эффект глубины.

Не сама форма, а только намёк на неё, не сама глубина, а впечатление глубины - вот что предлагает нам эстетика модерна. Просвещённый зритель сам домыслит недосказанное, ему не надо объяснять всё буквально.

Башенка, прямоугольная в основании, визуально воспринимается как квадратная. Эта башенка - дитя своего времени. Это только напоминание о традиционном квадратном шатре. Будь она квадратной в плане, исчезло бы её изящество, принадлежность стилю.

По характеру пластики башенка воспринимается как очень нарядный элемент жилого дома, но с явно выраженным ретроспективным обликом.

Внизу, под пирамидой-шатром, на фоне ещё более древней по пластическому выражению бревенчатой стены, вдруг возникает неожиданно большое овальное окно - главный элемент композиции в нижней части здания. Окно воспринимается как некий циклопический иллюминатор, освещающий громадный интерьер. А на самом деле за ним - крохотная комнатка площадью 6 кв. метров. Опять возникает иллюзия, т.е. обращение к воображению, а не воспроизведение реальности, уход от утилитарности. Ведь это окно освещает не только крохотный интерьер. Главное - оно, если можно так выразиться, «светит в далёкое будущее», когда подобный мотив станет символом архитектуры XX века.

Дом Рыбкиных-Кимры Дом Рыбкиных-Кимры-фасад Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-второй фасад
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-третий фасад Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-четвертый фасад Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-пятый фасад
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-шестой фасад Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-седьмой фасад Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-фрагмент фасада
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-восьмой фасад Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №9 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №10
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №11 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №12 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №14
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №15 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №16 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №17
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №17 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №18 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №19
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №20 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №21 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №22
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №23 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-№24 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-№34
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-№35 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-№36 Дом Рыбкиных-Кимры-фасад-№37
Дом Рыбкиных-Кимры-фасад №38

Башенка безукоризненно нарисована мастером. Небольшая, она решена в крупных формах. В нижней части фасада едва угадывается намёк на ордер, средний этаж напоминает гигантский антаблемент. Необычный «архитрав» прорезан оконными проёмами и увенчивается карнизом при полном отсутствии фриза. Пропорции «ордера» сильно изменены. Налицо творческая переработка ордерной системы.

Трёхчастная композиция динамически нарастает кверху и завершается звучным аккордом шатра.

«Детские» пропорции - крупный масштаб завершения по отношению к нижней части - придают постройке убедительность и в то же время мягкость. Зодчие выработали этот великолепный приём, придающий монументальность небольшим зданиям, которые в основном и строились тогда в провинции.

Яркий пример одной из стилевых особенностей модерна - композиция главного фасада дома. Два симметричных объёма сопоставлены вплотную и образуют целостную композицию лишь благодаря ассиметричному элементу проёму входа и ступеням лестницы. Сочетание противоположных приёмов - симметрии и ассиметрии - придаёт постройке строгость и мягкость одновременно, создаёт напряжение в композиции, вносит динамику, делает постройку современной.

Минимум цветов - закон монументального искусства - соблюдён здесь и работает в полную силу. Сочетание двух сущностей - тёмного от времени дерева и красной охры - создаёт удивительную, спокойную и мощную композицию. Железный сурик выглядит драгоценностью на фоне тёмных брёвен стены, ярким и почти красным рядом с глухим коричневым деревом. По сути, это два родственных цвета. Тёмно-коричневый символизирует сдерживаемую энергию, а железный сурик энергию, вырвавшуюся наружу (классификация цветов по В.В. Кандинскому).

Таким образом, в цветовом отношении композиция тоже очень цельная и выразительная. Светлые детали ярко выделяются на фоне стены. Затейливая теремная кровля с арочными слуховыми окнами и остроконечными наличниками объединена по цвету, смотрится лёгкой и светлой по сравнению с остальной частью здания.

Планировка дома абсолютно рациональна и удобна. Вход расположен с узкого западного дворового фасада. Сначала попадаем в неотапливаемые сени, справа вход на кухню, связанную со столовой, слева - крыльцо, ведущее в сад, прямо - распределительный холл жилой зоны. Две уютные спальни выходят окнами в сад. Одна из них пространственно связана с нижним помещением башенки, тем самым, с большим овальным окном.

На ось парадного окна нанизаны два помещения: квадратное и неглубокое продолговатое. Таким образом, оно может работать как на большую глубину (почти 6 м), так и создавать фантастический интерьер в переднем помещении (при закрытом дверном проёме). Последнее похоже на рабочий кабинет, и это настоящий «кабинет-фонарик». Вспоминается работа А.Воронихина в Павловском дворце. Не-обычные пропорции помещения: малая глубина (2 м) при большой высоте (3,5 м) и огромный проём возвышают достоинство человека, приподнимают его над бытом. Светлые, возвышенные мысли приходили к человеку, работающему в таком кабинете. И кабинет, и гостиная ориентированы на восток, на Волгу. Удивительное сочетание торжественности и уюта, дворца и жилого дома.

В заключение вновь обратим внимание на крайний аскетизм в применении отделочных, да и конструкционных материалов. Здесь полностью отсутствуют столь характерные для столичного модерна полированный гранит и мрамор, глазурованный кирпич, роскошная лепнина и скульптура, витражи из цветного стекла, кованые и литые детали из металлов и многое другое. В распоряжении провинциального архитектора были только дерево, штукатурка (частично), кровельное железо и простое стекло.

Окраска металла выполнялась масляными красками. Цвета обычно такие же, как в XVIII и XIX вв., - сурик железный, охра, окись хрома, белила.

И тем не менее, произведения зодчих времён модерна, созданные в провинции при крайне ограниченных материальных возможностях, вызывают восхищение. Секрет такого воздействия заключается в таинственном, ускользающем от чёткой формулировки явлении, именуемом «талант».

На примере вышеописанных построек мы наблюдаем жизнь и развитие стиля. Его переход от декоративной стадии к тектонической происходил постепенно. Пышность, праздничность «Теремка» и строгий аскетизм дома по ул. Володарского - всё можно встретить в городе Кимры, своеобразном «заповеднике» провинциального модерна.

В силу исторических причин этот удивительный стиль не дошёл до подлинной конструктивной стадии. В провинции сохранилось довольно мало построек такого плана, и тем они драгоценнее.

Несмотря на это, он явился радикальным шагом против классической традиции, предвестником творческой свободы современной архитектуры.

Модерн - это стиль неповторимых личностей.

Источник: Ю. Герасимов, И. Расстегняев "Композиционные особенности и культура применения строительных материалов в провинциальном модерне России".


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле