Терем Пришлецова«Дом с русалками» Построен в 1915 году председателем земской управы, а затем перешел к Гороховецкому военачальнику. Столичный, так называемый «неорусский» стиль нашел здесь своеобразное преломление в формах местного плотницкого искусства. Особняк деревянный, одноэтажный с мезонином. Разнообразной формы окна имеют необычайные по рисунку переплеты и совсем удивительные наличники с пышными фигурными очельями. Неизвестный зодчий хорошо знал местную художественную традицию, поэтому он в обилии снабдил дом сочной резьбой. Среди мотивов этой резьбы видное место занимают круглые розетки из цветочных лепестков, побеги аканфа и гроздья винограда, вазоны и гирлянды, а также изображения львов и фараонок («берегинь»). Старые сказочные сюжеты, уже начинавшие к тому времени исчезать из творчества местных резчиков, вновь ожили на стенах этого дома. Но теперь мастерам пришлось вписывать любимые мотивы в необычные для них формы наличника, вычерненного рукой профессионального художника, возможно, близко стоявшего к кругу деятелей абрамцевских или талашкинских художественных мастерских. В этой скульптурной, тонкой по мастерству исполнения, резьбе, навеянной русскими сказками - столько поэзии и волшебного очарования, что невозможно передать словами. Создавалась эта деревянная "былина" местными плотниками - "якушами". Благодаря их трудам, деревянное зодчество Гороховца, столь же замечательно, как и белокаменное.
Композиция дома отдаленно напоминает Ярославский вокзал архитектора Шехтеля в Москве, реконструированный в 1902 г. Слева – башенка, справа – основной объем, выходящий великолепным щипцом на фасад, а позади все объединено высокой теремной кровлей. Простой прямоугольник в плане, он представляет собой настоящий дворец в рядовой застройке улицы. Игра объемов происходит лишь на уровне кровли. На углу возвышается сказочная башенка со шпилем. Форма ее завершения – четырехгранная пирамида с изломом граней. Эффект шлемовидной формы достигнут этим чуть заметным приемом. Могучая стрельчатая бочка венчает поперечный улице объем и держит всю композицию сооружения. Трехчастное окно внизу завершено фантастическим «кокошником», а парное окно наверху венчают великолепные наличники-тюльпаны. Игре наличников нет конца, и на соседнее окно первого этажа «надета» округлая «корона». Асимметричный фасад, имеющий симметричные составляющие - характерный стилеобразующий признак модерна – превращен в динамичную и насыщенную движением композицию. «Бегущие» треугольные слуховые окошки на скате кровли оживляют ее, придают масштаб и уравновешены соседними статичными формами угловой башни и щипца. Дом необыкновенно изящен в цветовом отношении. Общий неяркий холодный цвет поддержан бирюзовыми деталями, и ему противопоставлена золотая охра кровель, что можно рассматривать как признак стиля модерн. Белые переплеты окон эффектно завершают нарядный облик здания. Хочется думать, что за стенами такого прекрасного дома была столь же прекрасная жизнь. Возвышенность его образа предполагает высокий интеллект заказчика. Он явно был знаком с древнерусской архитектурой, но «дружил» и с последней парижской модой. Дом настолько выдержан в своем стиле, настолько оригинален, настолько сделан на одном дыхании! Архитектор делал свое дело с удовольствием, испытывая любовь и поддержку того, кому предназначался этот сказочный терем. Авторы статьи: И.А. Расстегняев, аспирант, кафедра История архитектуры и градостроительства Московский архитектурный институт (Государственная академия) Ю.Н. Герасимов, канд. арх., проф., кафедра История архитектуры и градостроительства, Московский архитектурный институт (Государственная академия) https://zen.yandex.ru/drevnerusskii_dom |