Кризис западной архитектурыФилософия архитектурного прагматизма неотделима от общего культурного процесса Запада и в частности США. Связи между философией прагматизма и архитектурной практикой проявились уже с конца XIX века. Стремление к упорядоченности и рационализму, характерное для общественного мышления западного общества этого периода, продолжалось в поисках новых конкретных идей архитектурной эстетики, которая опиралась на внешнее проявление целесообразности, ключевым понятием которого в конечном счете стала функция. Современная архитектура, отказывается от традиций, находит источники формообразования только в современных технологиях и стройматериалах. Ранее, фасады домов, их интерьер были подобны открытой книге, заглянув в которую можно было познакомиться с людьми прошлых эпох. Стилистика была выражена чётко и ярко в каждом доме. Язык архитектуры формировался за счёт архитектурных стилей, создавалась система узнаваемых образов. Увы! Но сейчас значение и глубокая суть этих образов забыты, став непонятным языком, не находящем собеседника. Архитектура современности отстранилась от исторической детали, несёт мало полезной информации и «литературности». Главными стали абстрактные идеи и символы, оперирование пространством на уровне, который не всем людям дано понять и оценить. Архитектура забыла язык прошлых веков, который опирался на универсальную лексику, понятную каждому человеку, независимо от его уровня и статуса (духовного, материального). Мнения противоречивы, а что, если посмотреть на них с точки зрения внутренних закономерностей? Только взгляните на процесс формирования архитектурного облика здания, его черты, контуры, фасад. Наблюдается интересная картина. Традиционный (он же исторический) путь характерен для архитектуры Нового времени, от самого начала эпохи Возрождения до архитектуры современности! Вопреки изменению стилей, систематического отказа от архитектурной детали (обусловлено приходом современной архитектуры), принцип формирования архитектурного языка на своём пути не столкнулся с существенными изменениями. Изменения происходили в материалах и применяемых технологиях, конструкциях и типологиях, но здания стояли, примеряя на себя новые архитектурные одежды, в зависимости от моды, эстетических или философских убеждений. Архитектура – единый процесс, имеющий начало и стремящийся к своему логическому завершению, что мы сейчас и наблюдаем. Среди критиков можно услышать мнение о том, что современная архитектура дошла до кризиса, наступило состояние неопределённости, «ступора». В чём это проявляется? Развитие архитектуры Запада определяется во многом прагматическим принципом пользы с применения для достижения поставленной цели всех имеющихся средств. Под пользой понимается успех, паблисити, коммерческая выгода, имиджевый рейтинг и т.д. При этом законы эстетики, красоты, архитектурные правила и каноны могут свободно нарушаться. Философия прагматизма ориентирует архитектуру на практическое действие. Ей свойственны два важных качества: во-первых, безусловная практичность и полезность используемых архитектурно-инженерных решений. Другим отличительным качеством является свобода от традиционных культурных канонов, свободное использование не только стилей, но и кича, смешение различных искусств, вплоть до включения персонажей из мультфильмов в архитектурное оформление. И, наконец, прагматический подход к разработке архитектурных решений постепенно приводит к тому, что архитектура уподобляется бизнесу. Архитектор предстает не гениальным творцом, художником-индивидуалистом, он становится менеджером, управляющим, который объединяет функции художника с функциями предпринимателя. Такой профессионал ведет одновременно работу с большим количеством проектировщиков, консультантов, строителей как внутри своего офиса, так и выезжая по другим компаниям. Все реже он выступает как непосредственный исполнитель своего проекта. В результате архитектор получает возможность одновременно вести работу над большим количеством заказов. Архитектурные фирмы трансформируются в настоящие корпорации. Ранее, здание было творением «рук человеческих», воплощением задумки мастера в жизнь. Сейчас, это просто объект строительства, именуемый как объект технического дизайна или ландшафта. Истинная суть архитектурного объекта забыта. По маленьким крупинкам она терялась, переходя из года в год. Появилась эстетика деконструкции, утрачено понятие архитектурного объекта. Что будет дальше? На наш взгляд деградация западной архитектуры будет только углубляться. Что делать нам? Может быть, пора вспомнить о корнях древнерусской архитектуры и перестать работать, применяя штампы и стандартные образы из чужеродной среды? https://zen.yandex.ru/drevnerusskii_dom |