Город мастеров в г. Городец
«Город мастеров», воссозданный в традициях русского деревянного зодчества. Особая ценность архитектурных сооружений в том, что они представляют историю «глухой» домовой резьбы во всем ее богатстве и красоте, с присущей городецким мастерам-резчикам манере. Автор проекта - архитектор С.В. Дмитриевский.
Рассказ о таких представителях традиционно русского деревянного зодчества, как дворцы и хоромы, мы решили совершенно осознанно включить в разговор о строительных ансамблях, данные о которых оказались доступными широким массам, а значит, точно заслуживают детального изучения. И дело не столько в попытках погружения в исторические корни отечественной деревянной архитектуры, сколько в желании понять жизненный устрой и бытовые процессы, сделавшие возможным становление так называемого русского стиля.
Итак, дворцы и хоромы,величественные деревянные дома из бревна будучи атрибутами жизни самых обеспеченных и достойных людей, в обязательном порядка должны были предавать состоятельность, богатство и достаток своих владельцев и в большей степени передача этой информации осуществлялась именно через архитектурные изыски. Причем, вся эта строительная роскошь никак не должна была пойти во вред функционалу будущего строения, его рациональности. Разумеется, здесь всегда приветствовалась особенная уникальная эстетика, напускная красота и роскошь, но был и ряд других, не менее важных, требований. Вот почему хоромы того времени, а, тем более, старинные деревянные дворцы, всегда были представлены в виде наиболее сложных композиций, составленных из зданий с разделенными и, порой, разными по фактуре кровлями. Последние в отдельных случаях могли быть фигурными, что, отметим, требовало особенных затрат в соответствии с технологическими возможностями зодчих того периода времени. Разумеется, что такие композиции практически всегда обладали всеми признаками полноценных архитектурных ансамблей, естественная и неповторимая живописность которых сразу же бросается в глаза.
В массовых городских деревянных домах из бревна тех времен многочисленные комплексы хором, находясь в тесном соседстве друг с другом, могли самостоятельно формировать глобальный облик. Сложность изучения особенностей таких строений заключается лишь в том, что, к сожалению, до наших времен не удалось сохраниться ни одному из них. Поэтому все наши представления об особенностях этой архитектуры основаны лишь на описаниях, изображениях, эскизах – да и это все сохранилось лишь фрагментами, а потому не всегда пригодно для детального изучения. В общем, нам остается рассматривать указанные здания лишь приблизительно, подчас, выстраивая лишь гипотетические предположения.
Начнем, пожалуй, с хором. Структура таких домов из бревна, как и в случае с обычной традиционной избой, оказывалась трехчастной и образовывалась из трех отдельных срубов совершенно разной высоты. Впрочем, срубы эти были не только с раздельными, но еще и с разными по своей форме и исполнению кровлями. Здесь архитекторы нередко и сознательно применяли ассиметричный подход к обустройству отдельных элементов и узлов зданий. А еще хоромам всегда была присуща удивительная монументальность сруба при неповторимой легкости открытой летней горницы или каркасной конструкции.
Так, еще в раскопах под Новгородом, датируемых 11-12 столетиями, удалось вскрыть нижние венцы строения все того же трехчастного плана. В них летняя и зимняя части были разделены посредством сеней, такое же разделение могло быть применено к мужской и женской, жилой и гостиной частям зданий и так далее. Со временем у народа формировался и привычный жизненный уклад, а потому дома также стали в некоторой степени отображать эти изменения в себе. Так, даже между крестьянской избой и хоромами истинного боярина всегда можно найти определенную преемственность, которая порой отображалась уже даже в более современных каменных домах бояр – здесь все равно чувствуется стремление к сохранению традиционной и более привычной композиции в оформлении не только жилого пространства, но и общей структуры в планировке.
Наряду с этим, композиции подобного типа совершенно не стесняли зодчих в полете фантазии. Вот почему в большинстве хором, установленных рядом друг с другом, не всегда можно было проследить хоть малейший намек на единство структуры и композиции. В сохранившихся до нашего времени изображениях хором тех времен все эти вариации просматриваются наиболее явно.
Взять, к примеру, план Тихвинского посада, рисунок которого датируется 1679 годом. Здесь изображено сразу несколько деревянных домов из бревна трехчастного плана, представленных в виде довольно-таки высоких срубов с двускатными кровлями, которые дополнительно разделены сенями и верхним этажом открытого каркасного типа. А вот альбом Мейерберга, датируемый 1660 годом, предлагает нам ознакомиться с изображением боярского дома на территории одной из подмосковных усадеб «Никольское». Здесь явно просматривается усложненная форма строений, которую все равно вполне можно назвать трехчастной. Сени здесь также расположились ниже основных боковых частей, зато являются полностью рублеными. Левая же часть строения составлена из двух отдельных срубов, которые накрыты общей кровлей двускатного типа, последняя, к слову, по своим размерам оказалась даже шире самих сеней. А вот к сеням в этом комплексе приставили крыльцо с парой рундуков, которые получили весьма непростое 4-гранное покрытие, одним своим видом способное дать фору шатру сруба справа. В этом случае ассимметрию можно точно назвать задумкой и художественным приемом зодчего, которые был выбран, основываясь, пожалуй, на функциональной нагрузке для тех иди иных частей строения.
Архитектурная мастерская "ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ" занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.
Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.