Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном
«... в этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений» Л.Н. Бенуа
Л.Н. Бенуа соединил в Георгиевском соборе лучшие традиции западноевропейской и русской архитектуры. Основной объем собора выполнен в форме базилики. Средний неф храма, перекрытый двускатной крышей, поднимается над боковыми с односкатными покрытиями. Западный фасад венчает типично русская шатровая колокольня со «слухами» высотою 45 метров, выложенная из белого и красного кирпича. Среднему шатру колокольни вторили два меньших - боковых. Трехшатровая композиция с запада перекликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части. Все это делало собор очень легким, нарядным, устремленным ввысь. В оформлении фасада Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества XVII века. Здание храма ослепляет роскошью декоративного убранства. Обращают на себя внимание нарядные наличники окон, богатые карнизы из фигурного кирпича, яркие поливные изразцы, аркатурный пояс, охватывающий все здание, резной формы окна, два боковых крыльца с витыми колоннами и нависягами, имеющие два схода по обеим сторонам вдоль стен здания, как в деревянном хоромном зодчестве. В высокие щипцы крылец на южном и северном фасаде включены цветовыми пятнами мозаичные образа св. Георгия и евангелиста Иоанна. Да и само сочетание естественного цвета кирпича с белым цветом камня - известняка делает здание нарядным и изысканным.
Начлось все в 1890 году, Ю.С. Нечаев-Мальцов заказал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания - базилика в русском стиле. «Это интересная задача, - писал позднее Л.Н.Бенуа, - создать большую русскую базилику».
Храм св. Георгия Победоносца стал своеобразной вариацией на тему «русского стиля». Л.Н. Бенуа справедливо считал подобную задачу не из легких. Удачно спроектированный и богато декорированный, храм безусловно выходил из ряда обыкновенных. Георгиевская церковь создавалась с использованием приемов синтеза искусств. Эскизы росписи интерьера, фонарей при входе, металлических деталей ограды и ворот исполнял сам Л.Н. Бенуа. К работам в церкви был привлечен В.М. Васнецов. Автор проекта очень увлекся работой по созданию Гусевской церкви; он подчеркивал, что задумал храм как величественный памятник и что для него было «важно и интересно» успешно завершить сооружение здания, в которое «вложил все силы». Помогали Л.Н. Бенуа воплотить его замысел верные саратники мастера - Г.Я. Леви и В.А. Покровский.
Современники о Георгиевском соборе писали: «…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемыми частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах...».
Здание имеет пять входов, украшенных порталами из белого резного камня - бута. Интерьер Георгиевского собора выполнен в «романском» стиле. Арки, разделяющие нефы, опираются на массивные мраморные колонны. Низкий иконостас как бы подтверждал стиль западноевропейской архитектуры.
Для оценки значения Нечаева-Мальцова в развитии монументального и декоративно-прикладного искусства России небезынтересно высказывание И.Е. Репина: «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят (как, например, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений». Сам характер многих больших заказов Нечаева-Мальцова, несомненно, оказывал благотворное влияние на развитие некоторых видов искусств. Это мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись. Все эти направления в лучшем виде воплощены при создании Георгиевского собора.
Юрия Степановича часто спрашивали, почему он не пожалел колосальных средств для украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что Нечаев-Мальцов отвечал: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь...»
Декрет ВЦИК и СНК от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства стал предвестником массового уничтожения культовых зданий. Некоторые храмы уничтожали полностью, другие переоборудовались под «гражданские» учреждения. Второй вариант был предназначен для Георгиевского собора. На основании донесения от 3 июня 1924 года городской власти в губисполком, в котором сообщалось, что с 1918 по 1924 годы большинство граждан Гусь-Хрустального избавилось от религиозных предрассудков и у рабочего населения возникла мысль о более походящем использовании храма для культурно-просветительских целей, Георгиевский собор был закрыт.
С 1973 по 1983 гг. проводились реставрационные работы по приспособлению здания в музей Хрусталя. Мастерами ВСЭНРПМ были восстановлены декоративные решетки, белокаменные резные порталы, лабрадоридовые колонны. Как вновь рожденная засияла мозаика, был заново выложен мрамором пол в алтаре. Из-под дощатого пола предстала в первозданном виде узорчатая керамическая плитка. Интерьеру Георгиевского собора была возвращена первоначальная красота.
Возьму на себя смелость убежденно сказать: каждый, кто войдет в Музей хрусталя, на мгновение остановится, пораженный величием и красотой интерьера — два ряда массивных колонн из черного полированного мрамора; мягкое сияние огромного ступенчатого подиума, на котором переливаются всеми цветами радуги разновеликие композиции из стекла; пол, словно ковром, покрытый узорной керамической плиткой серо-желто-черной гаммы; фантастический факел «гимн стеклу» - шестиметровая ажурная кованая композиция, на которой 330 хрустальных цветов, а между ними серебряные колокола и диковинные красные и синие птицы! Над «Гимном» - огромное мозаичное панно — в сверкающем золотой смальтой нимбе юная Богородица в вишневом омофоре, склоненные головы серафимов с девичьими задумчивыми лицами, обрамленные голубовато-серыми крыльями... Звучит музыка: прелюдии Скрябина, камерные фортепьянные произведения Глинки и Чайковского, сочинения для арфы русских композиторов XIXвека. Мягкий тембр, гармоничный комфорт, прозрачная хрустальная фактура ...
Да, это не просто приспособленное под музей церковное здание, а храм стекла, который не забудешь и не спутаешь с другими музеями.