Гостевой дом
Архитекторы Руслан Телегин и Ольга Деревлева
Чем же именно является старый русский, так называемый, теремной стиль в строительстве? «Углы обзора» в этом вопросе могут расходиться, если не на 360, то на все 180 градусов, открывая все больше и больше перспектив для новых споров, предположений и доводов. Если говорить о древнерусском искусстве в целом и строительстве домов из бревна, то здесь можно констатировать один точный факт – речь всегда будет идти об искусстве наших предков, датированном с даты крещения Руси вплоть до правления Петра Великого. То есть, начиная с конца десятого и заканчивая началом восемнадцатого столетий.
Зарождение на Руси христианской культуры и религии, а также укрепление ее связей с Византией сумели оказать огромное влияние на становление традиций в архитектуре того времени. Первые же христианские храмы в нашей стране были построены в виде точных реплик и копий церквей, расположенных на территории Византийской Империи. Вот почему, если говорить исключительно о реальной русской старинной самобытности, рассматривать столь крупные постройки и здания общественного иле религиозного назначения смысла нет – здесь куда лучше обратить внимание на деревянные дома из бревна тех времен, в которых исконно русского оказывается куда больше.
Как известно, все жилые дома в нашей стране традиционно строились с применением древесины. Немногим позднее, ближе к середине семнадцатого столетия, наши предки начали использовать в строительстве камень, при этом, форма, планировка и конструктивные особенности каменных домов в стране оказались практически идентичны тем же показателям деревянных построек. В основу истинного старинного зодчества наших предков еще в те времена был заложен деревянный сруб, или попросту изба, которую в то время нередко называли клетью. К примеру, в Москве, еще в бытность ее городом с деревянными постройками, практически все дома характеризовались высоким крыльцом и фигурным теремом, их устанавливали на подклеть, что позволяло значительно увеличить общую высоту жилой постройки.
Терем, к слову, является верхним ярусом большого жилого дома из бревна и носит исключительно жилое предназначение. Этот элемент дома сооружался непосредственно над сенью или же в качестве отдельно стоящей жилой пристройкой достаточно большой высоты.
В российской литературе и в народном фольклоре нередко встречается слово терем, которое в данном случае чаще всего обозначает зажиточное или богатое жилище. В старинных сказках в высоком тереме чаще всего селили русскую красавицу. Впрочем, вернемся к практике и вспомним, что в самом тереме по традиции располагали светлицу – такое себе светлое помещение с большим количеством окон. Светлица – исконно женская зона, здесь женщины могли заниматься рукоделием и прочими занятиями. В те времена возвышавшиеся над домами терема было также принято украшать, причем обязательно по богатому, с особым вкусом и изыском. Причем, украшение терема проводилось не только по его внешним конструкциям, но, нередко, и внутри помещения. Так, здесь часто расписывали стены и потолки, ассоциируя эти работы с небесами и изображая дневные и ночные светила с яркими звездами. Разумеется, привлекательности терему добавляла не только уникальная живописная роспись, к примеру, его кровля в отдельных случаях могла быть покрыта самой настоящей позолотой. Возможно, выражение «златоверхий терем» имеет именно такие исторические корни.
В подклете – нижнем цокольном этаже дома или хором, располагалось пространство чаще всего применяемое для разнообразных хозяйственных нужд. А к самому дому, как правило, примыкало крыльцо, устанавливаемое на достаточно прочные столбы из все той же древесины.
Все деревянные дома из бревна того времени, в особенности их верхние части, были также достаточно богато украшены. Так, постройки периода 13-15 веков всегда отличаются кровлей сложной формы с искусной резьбой или позолотой, национальными орнаментами и замысловатыми узорами практически на всех конструкциях и элементах дома. В этом, собственно говоря, мало удивительного, тем более что плотников и резчиков в стране по тем временам было предостаточно, другое дело в уровне мастерства, впрочем, и оно, зачастую, было на предельно высоком уровне.
К несчастью, реальные образцы исконно русской деревянной архитектуры, в том числе и из Москвы, до наших дней практически не дожили. Уж больно часто разного рода войны и междоусобицы приводили к сожженным городам. При этом, у нас еще есть возможность воочию изучить каменные жилые постройки, возведенные в несколько более поздний период. В то время в столице России начали заметно усиливаться влияния западной культуры, что, как и прежде, снова нашло прямое отражение в изменении общего архитектурного стиля города. Например, еще при князе Иване Третьем в страну массово приглашались самые именитые зодчие из Италии.
Надо отметить, что каменные дома в то время обходились настолько дорого, что некоторые простые граждане, даже имея такие средства, все равно отказывались от данной затеи, ибо считалась она неблаговидной, а порой даже предосудительной. Некоторые знатные люди все же старались подчеркнуть свое положение именно за счет строительства престижного на то время каменного жилья, но и в этом случае проекты зданий были выполнены по аналогии с деревянными домами из бревна. Наконец, не стоит забывать, что еще в то время, деревянные строения было принято считать более здоровыми, живыми и по природному чистыми.
Архитектурная мастерская “ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ” занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.
Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.