Первые палаты Меньшиковых (1-й дом Сутоцкого)
Один из наиболее художественных по деталям домов Пскова - это дом Сутоцкого. План его – "глаголем", обрубок которого выходит на улицу, длинная же часть – во двор. На длинной дворовой части расположен ряд окон с богатейшими и разнообразными наличниками, являющими собою пример самой богатой обработки оконных наличников всего дошедшего до нас цикла построек Пскова и Новгорода. Оконные пролеты в нем двух родов: одни из них имеют перемычку эллиптическую, другие – с подвеской, оригинального ступенчатого рисунка. Обработка наличников по мотиву приблизительно одинакова и состоит из ряда уступчатых нишек с красивым завершением из колонок. Базы колонок и подвески не сохранились. Со стороны двора сохранился древний вход с открытыми сенями на двух круглых столбах. С композицией сеней связан вход в подвал, и до сих пор служащий для хозяйственных целей. Самый дом сдан под жилье и недоступен для обозрения, дальнейшее его существование, хотя бы в настоящем виде не гарантировано. В том же дворе в перестроенном корпусе сохранился чрезвычайно изящный по своей красоте мотив обработки входной ниши с одностворчатой дверью, ведущей в древние проходные сени, перекрытые сводом с распалубками.
Подводя итоги всем главным особенностям псковского гражданского зодчества, их можно свести к следующим основным требованиям, предъявлявшимся псковичем к своему жилью. Хороший дом необходимо должен иметь подвальный этаж. Каждый этаж должен быть покрыт сводами, на которых настилаются полы для следующего. В окнах вставляются железные решетки и прикрепляются железные же ставни. Наружные двери – либо деревянные, дубовые, окованные железом, либо просто железные. Лестницы устраиваются в самих стенах и благодаря этому безопасны от огня. Последнее условие вызывает чрезвычайное утолщение стены и вместе с другими особенностями здания придает ему характер настоящей крепости.
Что касается чисто декоративной стороны, то, как мы видели, псковичи предпочитают самым заманчивым узорным затеям спокойную гладь стен, и если допускают узоры, то только в обработке крылец и окон. Нельзя не видеть, что все примеры, встречающиеся в зодчестве церковном, нашли свое применение и в гражданском. Где они развились раньше? Ответить на этот вопрос при скудных данных, которыми мы все еще располагаем, - нельзя. Правдоподобнее всего предположить, что как церковное, так и гражданское строительство внесли свою долю в сокровищницу форм, которыми вправе гордиться не один Псков, но с ним вместе и Россия. То обстоятельство, что мотивы, бывшие в ходу, главным образом в гражданской архитектуре, встречаются чаще всего в тех монастырских частях, которые носят наименее церковный характер, - в обработке ризниц и входов на звонницы, - наводит на мысль, что формы частного строительства в весьма сильной степени влияли на церковное зодчество. Такое влияние особенно ясно бросается в глаза на стене ризницы церкви Дмитрия Солунского "на Славкове", на Торговой стороне Новгорода. Очаровательное окошко этой стены обработано таким образом, что кажется как бы уменьшенным воспроизведением портала в доме Трубинского. Вообще надо заметить, что все чисто псковские приемы были переняты и новгородцами, особенно в архитектуре гражданской.
Источник: Грабарь И. Э.