Поганкины палаты сокровища Пскова
Первобытный русский город, как и первые наши храмы, рубился весь из дерева, и только с появлением камня в церковном зодчестве – и то спустя лишь много лет – начинается сооружение каменных стен и башен. При постройке их применялись те же, унаследованные от Византии приемы и формы, которых держались зодчие наших первых каменных храмов. При сравнении сохранившихся до нашего времени остатков псковских стен и стен Печерского монастыря со стенами Царьграда и других византийских крепостей бросается в глаза сходство их форм и конструктивных приемов. Даже в Новгороде, где стены подвергались неоднократным перестройкам, нижняя часть самой высокой башни кремля, Кукуевской, построенная в XIV веке, чрезвычайно сильно напоминает византийские приемы крепостных сооружений. В дальнейшем развитии своих форм и покрытий башни повторяют мотивы деревянных укреплений. К башням крепостного типа можно отнести и упомянутую выше "часозвоню", или Евфимиеву башню, на Владычнем дворе кремля. Совершенно так же, как и в церковных сооружениях, Псков отличается от Новгорода плитной кладкой своих стен и башен. Однако ни одна из них не сохранилась в своем первоначальном виде, и даже знаменитая так называемая Довмонтова башня переложена вся с основания при императоре Николае I.
Совершенной тайной оставалась для нас до сего времени архитектура гражданских сооружений Новгорода и Пскова, описанных только в типичных и наиболее сохранившихся Поганкиных палатах в Пскове и Архиерейском доме в Новгороде.
Наиболее ценным по сохранности, величию, ясности и цельности замысла является дом торговых людей Поганкиных, в котором прежде помещались склады военного ведомства, а ныне музей и рисовальная школа.
Время их основания неизвестно; впервые этот дом упоминается в 1645 году. План расположен "покоем", и высота здания не одинакова: главный корпус в три этажа, затем он переходит в два этажа и заканчивается одноэтажным крылом.
Здание состоит из ряда как бы приставленных друг к другу клетей, выложенных из плитняка с толщиной внизу стены до 3 арш., что соответствует вообще духу укрепленных средневековых домов.
Массивность стен дает возможность устраивать в их толще, как в церквах, различные переходы и лестницы. Нижняя часть дома представляет сводчатый полуподвал, перекрытый Коробовыми и сомкнутыми сводами без распалубок, прекрасной кирпичной кладки, не покрытой штукатуркой. Подвал предназначен был для склада товаров. Во второй этаж вел подъемный сход, ныне замененный неудачным каменным крыльцом. Через главный вход можно попасть в обширные сени, из которых двери направо и налево ведут в ряд проходных, освещенных со двора и улицы комнат, покрытых красивыми сомкнутыми сводами с распалубками над окнами, дверями и шкапными нишами. Можно предположить, что комнаты этого этажа служили для приезда почетных покупателей и вместе с тем лавкой, так как в стенах и сводах сохранились кольца для цепей, на которых развешивался товар. С подвалом лавки сообщались лестницей в толщах стен; в стенах же располагались уборные с проведенными гончарными трубами. Полы были на разной высоте, с переходами и лесенками в толщах стен, перекрытых коробовыми ступенчатыми сводиками. Высота несколько выше роста человека, так что проходить в двери приходится осторожно. Благодаря, быть может, хорошему качеству кладки сводов в комнатах нет пропущенных открытых связей.
Половой настил еще сохранился кое-где; он состоял из деревянных ромбов или квадратов, уложенных прямо по песочному настилу, которым выравнены пазухи сводов. Потолки третьего этажа, предназначавшегося для жилья владельца, уже не имеют сводов, которые здесь заменены деревянным балочным прямым покрытием недавно возобновленным.
В одной обширной комнате, предполагаемой крестовой или столовой палате, балки потолка лежат на массивном деревянном прогоне, поддерживаемом в середине каменным плитным круглым столбом, обработанным чередующимися валиками.
Крыша палат высокая, двускатная, без перегибов, в настоящее время крыта дранкой, кроме нижнего свеса, покрытого железом. Можно предположить, что древнее покрытие было тесом, по примеру церковных покрытий.
Общее впечатление, производимое этой выразительной гладью стен, лишенных каких бы то ни было декоративных деталей, - очень значительно и сурово гармонично. Единственной декорацией этих стен являются необычайно живописно разбросанные по фасаду окна, разнообразные по величине и снабженные деревянными клетчатыми решетками. Если мысленно добавить несуществующий ныне ров с водой вокруг здания и подъемные мосты, ведшие к нему через эти рвы, то суровое впечатление еще более усилится.
Источник: Грабарь И. Э.