Дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Николай Никитич Никонов был архитектором, очень последовательным в своих художественных пристрастиях. Основной сферой его творческой деятельности на протяжении нескольких десятилетий оставался русский стиль. Сторонники этого направления ставили перед собой задачу обеспечить архитектуре национальное своеобразие, опираясь на традиции зодчества Древней Руси. Это направление горячо поддерживал В. В. Стасов — лидер демократической художественной критики второй половины XIX в., идеолог реализма и пропагандист всего народного в искусстве. Именно народные корни разглядел Стасов в том варианте романтического национального стиля, который и стал называться русским стилем.
Формировался он начиная с середины XIX столетия в произведениях архитектора А. М. Горностаева и его ближайших последователей — В. А. Гартмана и И. П. Ропета (И. Н. Петрова), чье творчество Стасов решительно противопоставлял работам К. А. Тона, считая последнего лишь официальным придворным зодчим, создателем лжерусского стиля. В. В. Стасов был далеко не единственным видным деятелем культуры, поддержавшим и пропагандировавшим русский стиль. Страстным его сторонником был В. О. Шервуд — автор проекта здания московского Исторического музея на Красной площади — произведения, программного для русского стиля.
Несомненно, к числу лучших произведений Никонова относился н комплекс зданий Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, сооруженный в 1891—1893 гг. на углу улиц Стремянной и Николаевской (ныне Марата). Этот комплекс состоял из украшенной поли-хромными изразцами пятиглавой церкви и связанного с ней корпуса с просторным залом для собраний. Благодаря выразительному силуэту и нарядному декоративному убранству эти здания сумели принять на себя заметную градостроительную роль, сделаться достопримечательностью прилегающего района. Тем досаднее, что в 1966 г. они были снесены, чтобы освободить участок для сооружения бани. Больше повезло архитектурному комплексу Епархиального братства Пресвятой Богородицы, участок которого находился на Боровой улице под № 50—52. Здесь в течение последнего десятилетия XIX в. по проектам Н. Н. Никонова возвели богато декорированную церковь с шатровой колокольней, а рядом с ней — четырехэтажный братский дом, не уступающий храму ярким многоцветием своего главного фасада. Братский дом и его декоративное убранство, выполненное в традициях русского стиля, сохранились довольно хорошо.
Церковь же дошла до наших дней обезглавленной, перестроенной внутри и лишенной большинства своих украшений. Полностью разобрана была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх, шатер, эффектно сочетавшийся с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над ее приделами. Братскому дому По общему приему композиции главного фасада очень близко еще одно здание, спроектированное Н. Н. Никоновым.
Это принадлежавший самому архитектору пятиэтажный жилой дом по Колокольной улице, 11, построенный в 1899—1900 гг. Знакомые по древнерусскому зодчеству двойные и тройные арки с висячими гирьками, шатер над эркером и палатки с ажурными гребнями на крыше, составные колонки, многолопастные арки и разорванные фронтончнки оконных наличников, квадратные ширинки, заполненные цветными изразцами, и многие другие декоративные детали контрастно выделяют дом Никонова на фоне соседних, достаточно ординарных построек и делают его смысловым центром не очень-то выразительной улицы старого Петербурга. У этого здания, как и у братского дома на Боровой улице, в строительной практике Н. Н. Никонова были предшественники. Небольшой дом купца А. И. Груздева на Московском проспекте, 53, построенный в 1888 г., рельефными деталями уличного фасада еще как бы только намекает на русский стиль.
Автор статьи: В. Г. Лисовский