+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Каменные дома в русском стиле
Дома

Терема

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Здание Ссудной казны

Среди великолепных памятников архитектуры столицы особое место занимает здание Ссудной казны. Оно расположено в Настасьинском переулке в доме под номером 3. Если ваша экскурсия начинается с подземки, то выходите на Тверской либо Пушкинской.

Удивительно, но не каждый москвич, если, конечно, он не банкир, знает про эту культовую достопримечательность переулка и столицы в целом. Что уж говорить о гостях города? Хотя в туристических путеводителях могут быть упоминания о великолепном архитектурном ансамбле здания. Дело в том, что в него не пускают, поэтому осмотреть фасад можно только снаружи.

Ссудная казна была построена в середине первой четверти 20 века. Проект здания, разработанный Нилусом и Покровским, был одобрен императором. Строительство продолжалось три года, начиная с 1913. Возведение роскошного дома-терема, спроектированного в соответствие с лучшими традициями древнерусских зодчих, было приурочено к трехсотлетнему юбилею Дома Романовых при дворе.

Внешне здание Ссудной казны напоминает роскошную старинную шкатулку. Лепнина и замысловатый декор, традиционный для использования в архитектуре во времена первых русских царей, заставляет прохожего остановиться и в изумлении открыть рот. Это не величественный ампир или строго-парадный классицизм, а прототип нарышкинского барокко во всей своей роскошной красоте. Примечательно, что Покровский за несколько лет до этого выстроил нечто подобное по стилю в Нижнем Новгороде.

Каменный дом-Здание Ссудной казны Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №1 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №2
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №3 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №4 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №5
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №6 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №7 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №8
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №9 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №10 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №11
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №12 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №13 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №14
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №15 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №16 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №17
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фрагмент фасада Каменный дом-Здание Ссудной казны-второй фрагмент Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №19 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №20 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №21
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №22 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №23 Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №24
Каменный дом-Здание Ссудной казны-фасад №25

Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями — к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки — 1913-1916.

Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.

О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»

Ссудная казна в Настасьинском продолжала традиции первых заведений подобного рода, которые появились еще во второй половине 18 века в Санкт-Петербурге. Их целью была выдача денег под залог золота, серебра, украшений – то есть, своеобразный кредит под обеспечение материальными ценностями, но под куда более низкий процент, чем в наши дни. Именно ссудные казны заложили основу того, что сегодня называется банковской системой.

Поскольку собственного бюджета ссудная казна не имела, ее функционирование организовывалось за счет процентной ставки. Тогда она составляла 5%. Изначальное предназначение ссудной казны – помочь нуждающимся и потеснить ростовщиков, которые, прямо-таки, «обдирали» народ своими непомерными процентами. Знатоки отечественной литературы могут вспомнить упоминание об этой профессии в произведениях некоторых русских писателей и оценить, насколько высокой была плата за услуги ростовщиков.

Если мы проложим тур в историю 20 века, то увидим, что Ссудная казна в Москве недолго функционировала. С приходом к власти большевиков в 1917 году, она была национализирована, проработав всего год. Со шпиля, украшавшего архитектурный ансамбль, была сбита эмблема, обозначающая императорский двор. Сегодня она восстановлена.

Примечательно, но внутреннее убранство, дизайнером которого выступил Иван Билибин, не тронули. Со стен лишь сняли портреты прежних правителей Империи. Видимо, вновь пришедшие оценили роскошь интерьеров и, посчитав, что поскольку здание все равно будет закрыто для публики, никто не увидит ни двуглавого орла, который сегодня печатается на банкнотах отечественной валюты и является символом ЦБ РФ, ни роскошной лепнины и великолепного декора, ни главных люстр-паникадил.

В первые годы советской власти здесь был организован Гохран, то есть, государственное хранилище. Именно сюда свозили ценное конфискованное имущество из Кремля, церквей и особняков частных лиц.

По словам очевидцев тех событий, зрелище было впечатляющим! Только представьте себе: огромные холлы здания бывшей Ссудной казны были завалены мешками, сундуками и просто тюками, состряпанными их непонятных простыней. Все они были набиты золотыми, серебряными изделиями, посудой из драгметаллов, роскошными резными табакерками, ювелирными украшениями. В некоторых сундуках были горой навалены драгоценные камни без оправы! Кажется, будто Старик-Хоттабыч перенес сюда все богатство нашего мира.

Коробки, тюки и сундуки поступали в таком количестве, что места просто не хватало. Самое интересное, что учет никто не вел! Хоть снаружи и внутри было по охраннику и один заведующий, но что они могли сделать со всей этой горой невообразимой роскоши? Чтобы освободить пространство, всю эту роскошь распродавали на Запад по цене, которая в разы была ниже реальной стоимости этих несметных сокровищ. Молодому государству срочно требовались деньги для организации своей деятельности, и бывшие «ценности буржуев» были отличным источником финансирования.

Позднее здание бывшей ссудной казны было передано Госбанку, правопреемником которого является Центробанк. Вплоть до 2002 года действовала такая схема: банкноты печатали, привозили в Настасьинский переулок, 3 и помещали в хранилище. Оттуда их извлекали для пересчета на верхних этажах, а затем рассылали по всей стране.

Сейчас здесь расположено самое крупное несгораемое хранилище ЦБ РФ. По словам его начальника, скоро всем желающим будет доступна прогулка в стенах здания бывшей Ссудной казны. Дело в том, что сегодня сооружение уже не отвечает тем технологическим нормам, которым должны соответствовать объекты подобного значения, поэтому, куда проще открыть его для публики, и пусть оно радует взор туристов и москвичей своим роскошным внутренним убранством.

В стенах хранилища Центробанка можно будет ознакомиться с тем, какие монеты существовали во времена Екатерины, как выглядели первые советские деньги, и как выглядели первые деньги в принципе. А в их качестве выступали обычные ракушки. Одним словом, в бывшей Ссудной казне будет организован этакий музей истории денег, а возможно еще и тематические курсы. Осталось лишь согласовать проект с городским управлением. Будем надеяться, что переговоры закончатся в нашу пользу – в пользу москвичей, гостей города, туристов и всех тех, кому не чужда история и архитектура нашей великолепной столицы.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле