+8 (495) 741-94-55
+8 (964) 516-82-17
+8 (925) 854-99-41
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Каменные дома в русском стиле
Дома

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Трапезная палата Федоровского городка

Федоровский городок в Царском Селе - комплекс построек в «неорусском стиле» является уникальным памятником русской культуры.

Духовным и композиционным центром Федоровского городка является Федоровский Государев собор, воздвигнутый архитектором Владимиром Александровичем Покровским в 1909-1912 годах. В непосредственной взаимосвязи с ним оказались соседствующие сооружения: здание офицерского собрания и вокзал императорской ветки железной дороги, построенные тем же Покровским, ратная палата С. Ю. Сидорчука и комплекс казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка В. Н. Максимова.

Проект городка разрабатывал Степан Самойлович Кричинский. Он включает в себя: дома для причта и служащих, императорский павильон, Ратную палату, казармы Собственного Его Императорского конвоя.

Строительство имело общегосударственное значение, так как в 1895 году в Царское Село перенесли императорскую резиденцию, в связи с чем само Царское Село начали рассматривать как центр возрождения исконно русских традиций.

Параллельно с разработкой проекта и строительством Федоровского собора оформилась идея устройства вокруг него комплекса зданий разных по функциональному назначению, но единых по художественному замыслу - своеобразный заповедник русской культуры, расположенный на противоположном берегу пруда, напротив собора.

Таким заповедником стал Федоровский городок или дома для причта и служащих Фёдоровского Государева собора.

Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №1 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №2
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №3 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №4 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №5
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №6 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №7 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №8
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №9 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №10 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №11
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №12 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №13 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №14
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №15 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №16 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №17
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка Трапезная палата Федоровского городка-фасад №
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №19 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №20 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №21
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №22 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №23 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №24
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №25 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №26
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №27 Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №28
Каменный дом-Трапезная палата Федоровского городка-фасад №29

Вскоре было принято решение строить Городок в формах XVI века. Оно оправдывалось сложившейся в России политической ситуацией: учреждение Государственной Думы ограничило абсолютную власть императора и ориентировало статус русского монарха на образец XVI века, когда самодержец на престоле являлся Царем, Государем и Великим Князем - военачальником. Так как Федоровский городок рассматривался официальной резиденцией Российского Императора, то его архитектурный облик должен был олицетворять статус Государя и ориентироваться на постройки XVI столетия.

В пояснительной записке к проекту архитектор С. С. Кричинский указал: «Вся композиция обусловлена двумя обстоятельствами ‒ во-первых, поставленной мне задачей составить проект в стиле указанного периода русского зодчества, во-вторых, необходимостью распланироваться на отведенном участке земли формы неправильного многоугольника и, наконец, в-третьих, характером самих помещений, обусловливающим проектирование отдельных домов-особняков, отделенных один от другого палисадами и дворами».

За основу Кричинский взял идею «старинных монастырских или боярских усадеб, состоящих обычно из ряда палат, теремов, изб, обнесенных тыном или оградой с бойницами, башнями на углах и проездными воротами в стенах». Эта идея наилучшим образом отвечала целевому назначению построек Федоровского городка.

В России монастыри имели живописную планировку, но с обязательным соблюдением символики монастырского устройства. Православные обители уподоблялись небесному граду - горнему Иерусалиму, и потому предусматривали определенный путь движения, посетившего их пространство паломника. Пройдя через «святые ворота», посетитель сразу видел собор - доминанту монастырского ансамбля, по соседству с которым находились трапезная и архиерейский корпус, соединенные между собой переходами. За ним, на некотором отдалении располагались монашеские кельи. В целом территория монастыря делилась на две основные зоны: парадную и хозяйственную, которая всегда находилась на расстоянии от главного входа, у стен, и имела свои служебные ворота.

Федоровский городок, образованный, как и монастыри, каменной стеной с башнями по углам, в плане представляет собой неправильный треугольник площадью 2,5 гектара.

В его проекте доминирующий объем отсутствует, но принцип разделения на парадную и хозяйственную территорию соблюден. По одной линии в комплексе установлены трапезная и дома для священников - Белокаменная палата, образующие парадную зону, а по другой ‒ дом для причетников - Желтая плата и лазаретов, хозяйственные постройки: баня, прачечная, гаражи, сараи, составляющие хозяйственную зону. На границе двух зон располагается дом диаконов.

Как и в старинных монастырских усадьбах Кричинский стремился сохранить композиционную иерархию построек, но символическое значение этой иерархии не учел.

Главные сооружения Федоровского городка выделены размерами и особо выразительным декоративным оформлением. Для проекта трапезной архитектор использовал роскошные мотивы московского зодчества XVII века, для домов священников и диаконов - формы ростовской архитектуры, а для менее значимых зданий надворных служб - строгие детали новгородско-псковской архитектуры XVI века.

В отличие от Федоровского городка, в монастырских ансамблях скромно и строго оформлялись те сооружения, которые по своему назначению были приближены к мирским благам - второстепенным по отношению к духовному благу. К их числу относились трапезные палаты.

В ансамбле Федоровского городка, напротив, основным и наиболее интересным в художественном плане сооружением стала трапезная. В пояснительной записке к проекту Кричинский писал, что «для проекта трапезной взяты мотивы трапезной Симонова монастыря, Крутицкого терема, Костромских палат и пр.»[18], то есть мотивы XVII века, а в протоколе совместного заседания членов Строительного комитета Городка и членов художественного совещания говорится, что здание спроектировано «в стиле Московской Грановитой палаты», то есть в формах московской архитектуры конца XV века.

В данном случае оба свидетельства верны, так как здание Грановитой палаты оказало огромное влияние на памятники XVII века, в числе которых указанные Кричинским постройки.

В трапезной Федоровского городка Кричинский полностью отошел от архитектурной традиции. Если монастырская трапезная предназначалась для совместной братской трапезы и представляла собой комплекс из большого столового зала и обслуживающих его помещений (поварни, скатерной, хлебодарни, кладовых), то трапезная Федоровского городка устраивалась для собраний духовенства. Она состояла из столовой, квартиры ктитора Федоровского Государева собора и канцелярии. Трапезная городка являлась самым крупным зданием ансамбля, с лестницей, ведущей на террасу второго этажа, и возвышающейся над ней восьмиугольной шатровой башней, покрытой зеленой глазурованной черепицей. Цоколь и лестница здания исполнены из серого финляндского гранита, а главный, обращенный к Федоровскому собору, фасад облицован белым старицким камнем.

В исследованиях, посвященных как отдельным постройкам «Николаевского комплекса», так и комплексу в целом, проблема исторических прообразов, легших в основу отдельных проектов, рассматривается весьма поверхностно. Как правило, автор либо цитирует пожелания самого «царственного заказчика»— императора Николая I, либо приводят слова из известной статьи автора проекта Феодоровского городка архитектора С. С. Кричинского. И то, и другое не дает возможности для определения конкретных прототипов. А между тем, по нашему мнению, подобная «историческая расшифровка» не только позволяет проникнуть в творческую лабораторию архитекторов, но и понять главную идею всего комппекса и ее впияние на расширение на севере территории Императорской резиденции.

Даже краткое изложение всей наработанной по этому вопросу научной аргументации дает возможность увидеть «Николаевский комплекс» как отражение главной идеи тех лет: осмысление пути, пройденного не только самой династией Романовых, но и всего более чем пятивекоеого периода русской монархии. (Хотя, конечно, значимым вехам в истории первой было уделено особое внимание.)

Так Феодоровский собор объединил в своем облике черты Благовещенского собора Московского Кремля— молельного храма Ивана III , Дмитриевского собора во Владимире (западный портал) и Троицкого собора Ипатьевского монастыря — места избрания на царство в 1613 году первого из рода Романовых — Михаила.

Последнее особо подчеркнуто предусмотренной в проекте архитектора В. А. Покровского «говорящей деталью» — большим крыльцом специального «Царского входа», историческим прототипом которого стало крыльцо Троицкого собора Ипатьевского монастыря В. А. Покровский лишь подчеркнул его силуэтную линию, поместил мозаичные панно в фигурных рамах над входом и каменные рельефы (гриф с телом льва и обнаженным мечом) из старинного герба бояр Романовы на столбах — опорах крыльца. Прославлению грядущей даты — 300-летия царствования Дома Романовых посвящена и главная настенная мозаика храма «Феодоровская Божия Мотерь с собором ангелов», включающая изображение небесных покровителей русских царей и императриц.

Однако наиболее интересным представляется тематическая перекличка между главной особенностью собора и одной из палат Феодоровского городка, лежащего на другом берегу живописного Ковшового (имеющего форму древнерусского ковша) пруда. Сам план городка — неправильный пятиугольник, напоминающий план Ростовского Кремля, несет смысловую нагрузку (идея подана была архитектору С. С. Кричинскому императором), напоминая о патриархе Филарете — родоначальнике царской династии, отце Михаила Романова.

Главные здания западной стены, согласно «высочайшим пожеланиям», должны были напоминать русские палаты XVII века — времени, столь любимого Николаем II, а самая большая из них Трапезная палата— Московскую Грановитую палату. В своих творческих исканиях архитектор пошел дальше, перешагнул предложенные временные рамки, и, рассматривая Трапезную палату как доминирующую в ансамбле городка, соединил воедино в ее облике несколько исторических прототипов: Трапезную Симонова монастыря, Крутицкий терем. Костромские палаты. В своем докладе, представленном на заседании «Комитета по постройке домов при Феодоровском Государевом соборе», архитектор более не делает никаких уточнений.

Мы же имеем возможность вычленить принадлежащие историческим прототипам отдельные детали. От Крутицкого терема — тончайшая резьба каменных наличников окон 2-го этажа. (Форма окон с применением «разорванных фронтонов» в наличниках заимствована от другого «чуда XVII века» — Московского Теремного дворца царя Алексея Михайловича.) От Грановитой палаты Московского Кремля, Трапезной Симонова монастыря и палат бояр Романовых (или бывших келарских келий в Ипатьевском монастыре) — декорирование основной плоскости стен „бриллиантовым" рустом».

Последние, как исторический прототип, неоднократно связанный с переломными периодами в жизни рода, имели символическое значение. Этим объясняется тот интерес, который был проявлен к легендарному прообразу Трапезной палаты во второй половине XIX века. В тесном сплетении прообразов главного сооружения Феодоровского городка присутствуют и «Палаты бояр Романовых в Зарядье» («бриллиантовый» руст, форма крыльца с шатровой башней со стороны двора) и еще одно их Костромское владение — осадный (укрепленный) двор. Он нашел свое отражение в единственном реализованном в натуре из обширного замысла С. С. Кричинского’ собственном внутреннем дворе Трапезной палаты, отделенном от территории городка каменной стеной («Ктиторский сад»).

Самая интересная часть Трапезной палаты, разьясняющая идейную ориентацию автора — Георгиевская башня, расположенная напротив Царского крыльца Феодоровского собора. По всей видимости, она и была возведена архитектором для создания некой символической переклички, так как никакой функциональной нагрузки в подобном типе постройки она не имела и по русской традиции иметь не могла. Исторический прототип ее — шатровая «Зеленая башня», возведенная в 1640-е годы в западной стене Ипатьевского монастыря «повелением государя Михаила Федоровича на память того, что он сим местом изшел на царство Московское». Свое название постройка, носившая мемориальный характер, получила от цвета покрывавшей ее «в лемех» поливной зеленой черепицы, что и было использовано С. Кричинским в качестве главной составляющей «говорящей детали» Георгиевской башни. Разбегающиеся кокошники у основания шатра с изображением гербов «семи царств», вошедших в Русь Московскую, и восьмигранный объем тела башни заставляют обратиться к еще одному историческому прототипу — церкви Вознесения в селе Коломенском, построенной в 1532 году, в эпоху окончания собирания русских земель вокруг Москвы на месте другого храма.

Украшение башни изображением всадника на коне в золотом диске — не только дань памяти предшественнику — более древнему храму, возведение которого отметило важнейший этап в истории Руси, но и символическое отражение предстоящего события, учитывав его второе значение — «ездец» или «государь на коне». «Ездец», побеждающий врагов своих не копьем, «...но божественным глаголом» — популярнейшая деталь в оформлении отдельных зданий комплекса: Офицерского входа Феодоровского собора, главного фасада Ратной палаты. Он трижды изображен на малых западных воротах Феодоровского городка в сплетении пальметты — древнейшего символа древа жизни и в окружении «Божьего зверинца».

Источники:

Виктория Гусакова, Русская народная линия

Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. (старшие научные сотрудники Историко-литературного музея г.Пушкин). Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII - начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009. С. 5-94.

А.Ф. Крашенинников. В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля.1882-1942.М.Совпдение, 2006. - 176 с., ил.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле