Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Василий Косяков-великий зодчий России.

Василий Косяков (1862-1921) получил общероссийскую известность как архитектор в конце XIX - начале XX вв. Он был сыном Антона Косякова, служащего графа Адленберга. Стремление к учению помогло ему преодолеть жизненные трудности и получить архитектурное образование в Институте Гражданских Инженеров. Среди самых крупных зодчих своего времени Василий Косяков выделялся разносторонней одаренностью, широкой эрудицией и необычайной энергией. Василий Косяков - архитектор, художник, инженер, ученый, педагог - занимает одно из первых мест в плеяде людей, которыми и сегодня гордится Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет - преемник ИГИ.

Строение храмов занимало особое место в деятельности архитектора. Он проектировал в византийском и псевдорусском стиле, и развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами). В Санкт-Петербурге по проектам Косякова сооружено около двадцати объектов, среди которых церкви, доходные дома, дома призрения, здание Благородного собрания, храм Богоявления в порту на Гутуевском острове, комплекс подворья Киево-Печерской лавры, Священный Синод и многие другие. Главное его творение - собор Николая Чудотворца в Кронштадте (Морской собор). Василий Антонович активно участвовал в конкурсах по архитектуре, проектировал и возводил различные здания и сооружения в Воронежской, Ярославской губерниях, в ряде городов России и за рубежом. В честь Василия Косякова назван теплоход, курсирующий между посёлком Рабочеостровск и Соловецкими островами.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Оптиной пустыни – выдающийся памятник русской церковной архитектуры. Она играет доминирующую роль в архитектурном ансамбле Васильевского острова. В современном виде церковь возникла в XIX веке. Снаружи пятиглавый храм богато украшен рельефной кирпичной кладкой, мозаиками, изразцами. Особенно необычно выглядят разновеликие купола, каждый из которых декорирован неповторимым орнаментальным рельефным узором.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №1 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №2
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №3 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №4 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №5
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №6 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №7 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №8
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №9 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №10 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №11
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №12 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №13 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №14
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №15 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №16 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №17
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №19 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №20 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №21
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №22 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №23 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №24
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №25 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №26
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №27 Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №28
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге-фасад №29 Храм

Бесконечно интересно сравнивать между собой архитектурные шедевры Василия Косякова , замечать интересные элементы декора, поражаться потрясающей гармонией архитектурных композиций. Достаточно долгое время это захватывающее занятие омрачалось состоянием памятников. В основном Косяков занимался храмовым и церковным зодчеством, и советское время нанесло им жестокий урон. Сейчас многие храмы восстанавливаются и ремонтируются. Практически все творения Василия Антоновича, имеющие огромную культурную ценность, также постепенно возрождаются. И уже есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

А начнем мы наше знакомство с шедеврами Косякова с Храма Успения Пресвятой Богородицы подворья Киево-Печерской лавры в Петербурге. Долгое время одно из основных украшений набережной Невы было укутано в строительные леса. Лишь недавно, в 2005 году был открыт для обозрения восстановленный главный купол церкви. Потрясающая красота! Мы имеем теперь возможность увидеть, как примерно должен был выглядеть центральный купол нашего Казанского собора в соответствии с проектом.

Участок на углу набережной Лейтенанта Шмидта и 15-й линии Васильевского острова с 1718 года принадлежал подворью Киево-Печерской лавры. В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий. По его итогам был принят проект Василия Косякова и Бронислава Правдзика. Этот проект предусмотрел сооружение нового храма, которому придавалось значение архитектурной доминанты набережной Невы.

15 августа 1895 года состоялась торжественная закладка церкви Успения Пресвятой Богородицы. В процессе строительства (осенью 1896 года) Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из монолитного бетона. Таким образом работа была ускорена на целый сезон. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия. Облицовочный кирпич (14 сортов, в том числе желтый митавский) поставлялся рижским заводом М. В. Нестерова. Цоколь храма облицован серым гранитом, верхняя часть - радомским песчаником (отделочный камень из Польши).

Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок пролетом в 21 метр для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Такая же конструкция была использована и при строительстве храма в Данилове. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 гг. исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф. А. Соколова. Предполагается, что в создании эскизов настенной росписи участвовал Виктор Михайлович Васнецов. Московская ювелирно-ремесленная фирма ярославских купцов Оловянишниковых изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой; мастерская Фролова - наружные мозаики. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором сусального золота. Кокошники фасадов декорированы яркими цветными изразцами и майоликой. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, монахи арестованы. Храм был закрыт и передан Ленвоенпорту под склад. В 1956 году в храме установили холодильное оборудование и устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Именно с этим событием связан расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески на стенах сначала побелили, а затем закрасили масляной краской. Один из монахов вспоминает, что когда случалось еще в миру смотреть передачи о наших прославленных фигуристах, видел, как машины, заливающие лед, утыкаются в какие-то колонны... "Откуда на тренировочном катке колонны, зачем?"

Храм вновь был передан Русской Православной церкви в 1991 году. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Восстановление здания потребовало огромных затрат. В конце 1993 года в церкви возобновились богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 г. завершилось восстановление иконостаса. В настоящее время художники-реставраторы под руководством Ярослава Штыренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, скрупулезно восстанавливают фрески.

4 апреля 2009 года Патриарх Кирилл посетил подворье Оптиной пустыни. По словам Его Святейшества, этот храм также имеет для него особое значение - здесь пела на левом клиросе его мать, в этом храме она встретилась со своим будущем супругом Михаилом Гундяевым. Накануне свадьбы отец был арестован только по одной причине: он пел в храме подворья, будучи студентом и занимая инженерную должность на военном заводе. И поэтому свадьба была отложена. Отец освободился из заключения накануне 1937 года, и в самый страшный год гонений родители смогли пожениться.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле