+8 (495) 741-94-55
+8 (915) 414-85-23
+8 (925) 854-99-41
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Каменные дома в русском стиле
Дома

Терема

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Казанский вокзал

Стремление поставить на службу архитектуре все декоративное богатство древнерусского зодчества особенно заметно в крупной постройке первой половины XX века — Казанском вокзале, начатом в 1913 году и законченном в основном в 1940 году. Автор А. Щусев решил воспроизвести в здании вокзала принцип древнерусской «хоромной» композиции. Пассажирские и кассовые залы, ресторан и прочие вокзальные помещения представлены не в виде единого сооружения, а как группа разнородных зданий, объединенных вертикальной ярусной башней. Вокзал, как ворота города, был наделен чертами «московского барокко», а башня воспроизводила Сююмбекину башню Казанского кремля, что должно было, по мысли архитектора, указывать на конечный пункт этой железной дороги. Нет слов, Щусев создал своего рода здание-сказку, необычайно декоративное, живописное. Даже фабричного типа труба получила декоративные детали, прототипом которых служили тяги на алтаре одной из церквей Троице-Сергиевой лавры. Наибольшей декоративности архитектор добился в оформлении зала ресторана. С этой же целью были применены фигурная кладка свода в угловой башне и «псковские» ступенчатые своды главного пассажирского зала. Последние представляют собой сплошную декорацию. Своды выполнены из металлической сетки с нанесенной на нее штукатуркой и подвешены к железобетонным аркам перекрытия. Можно удивляться изобретательности архитектора, но вряд ли оправдано изобилие декоративных элементов в такого рода сооружении. В 1939—1940 годах отдельные части вокзала как снаружи, так и внутри были облицованы мрамором.

Каменный дом-Казанский вокзал Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №1 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №2
Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №3 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №4 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №5
Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №6 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №7 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №8
Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №9 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №10 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №11
Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №12 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №13 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №14
Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №15 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №16 Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №17
Казанский вокзал Казанский вокзал-фасад №
Каменный дом-Казанский вокзал-фасад №19

Приступая к деталировке проекта, Щусев организовал в 1913-1914 гг. ряд своего рода экспедиций по изучению памятников старины - Нижнего Новгорода, Астрахани, Ростова Великого, Рязани. Было сделано большое число зарисовок и обмеров. Только на базе этого кропотливого и внимательного изучения памятников русской архитектуры Щусев смог создать свое произведение, каждый камень которого связан преемственностью с древнерусским зодчеством. Речь идет не о копировании, а об изучении памятников русской старины. Взглянем с этой точки зрения на башню вокзала. Она имеет много общего с башней Сююмбеки в Казани и с Боровицкой башней Московского Кремля, что роднит ее с ярусными композициями "московского барокко" конца XVII в. Вместе с тем эта башня имеет свою индивидуальность.

В 1915-1916 гг. С. А. Евсеев изготовляет модель всего сооружения. Впоследствии на этом макете уточнялись отдельные его части.

Многое станет ясно в творческом методе Щусева как архитектора, если должным образом оценить ту роль, которую он отводил рисунку-эскизу.

В своей работе над проектированием Казанского вокзала им было создано необычайно много предварительных вариантов, рисунков и набросков. Поручал он изображать проектируемое сооружение и своим помощникам. Именно на этом основывалось его содружество с воспитанниками Строгановского училища. Н. Я. Тамонькин, мастерски владевший архитектурным рисунком, был в ту пору одним из самых необходимых ему сотрудников.

Щусеву важно было видеть свои проекты возможно более полно и всесторонне изображенными на бумаге и выполненными в макете с тем, чтобы увериться в их качестве и, если надо, видоизменить. Однако рисунок играл в творчестве архитектора не только служебную роль. Выполненный самим автором рисунок был существенно важен для кристаллизации идеи. Набросок помогал выявить типические черты задуманного художественного образа.

Создавая свои произведения, Щусев привлекал к работе над ними большое число сотрудников. В поисках наилучшего решения стоящей задачи он поручал помощникам многократно варьировать тот или иной композиционный замысел.

При работе над архитектурой Казанского вокзала Щусев вовлек в творческий процесс многих помощников - архитекторов, художников, скульпторов.

Речь шла не только о технической помощи, но и о творческом содружестве с квалифицированными художниками. Однако "дирижерская палочка" всегда прочно удерживалась в его руках.

Воскрешая для современности образы древнерусского искусства, Щусев вполне закономерно приходит к синтезу искусств. По первому варианту проекта он предполагал развернуть громадное живописное панно на главном фасаде сооружения. Позже он оставил живопись только для интерьеров.

Традиции монументальной росписи, столь памятные по произведениям древнерусского искусства и искусства русского классицизма в то время, когда жил и творил А. В. Щусев, были утеряны.

Щусев приглашает к участию в живописном убранстве вокзала художников, группировавшихся вокруг общества "Мир искусств". Они хотя и не были монументалистами, но имели опыт театральных декораторов. Своего рода "бригадиром" стал А. Н. Бенуа. Он отличался высокой художественной культурой, много работал в области театральных постановок. Наряду с другими работами Щусев поручил А. Н. Бенуа создание эскизов скульптурного убранства потолка ресторанного зала. Это убранство должно было служить обрамлением живописных композиций.

Вспоминая о совместной работе с А. Н. Бенуа, Щусев в автобиографии пишет: "Над отделкой ресторана вокзала пришлось много поработать и по деталям сложной орнаментации. Первые эскизы отделки сделал я. Затем включился приглашенный мною А. Бенуа. Он сначала повернул характер орнаментики немного в сторону рококо, но затем направил и ее в характере Петровской эпохи".

Эскизы А. Н. Бенуа, относящиеся к разработке зала ресторана, свидетельствуют о блеске его мастерства, хотя по ним видно, что Щусев был прав, указывая на некоторое отклонение в сторону от ведущего замысла зодчего, которое позволил себе художник. Но все же сложнейшее убранство свода ресторанного зала было нарисовано, а впоследствии и выполнено необычайно хорошо.

Кроме А. Н. Бенуа среди художников, работавших над монументальными росписями вокзала, необходимо назвать Б. М. Кустодиева, 3. Е. Серебрякову, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, А. Е. Яковлева, И. А. Билибина.

Прекрасные замыслы этих художников так и остались невыполненными- помешала начавшаяся в 1914 г. война.

О многих трудностях, вставших перед зодчим в связи с широко развернувшейся работой по монументальной росписи интерьеров вокзала, красноречиво говорит дошедшая до нашего времени переписка. Очень интересны письма А. Н. Бенуа. Большая часть их посвящается организационным вопросам; в них ярко рассказывается об условиях, отнюдь не располагавших к творчеству, в которых работали художники в предреволюционной России.

Война снизила темпы строительства. Экономические затруднения привели к необходимости упрощения архитектурной отделки вокзала. В это время Щусев был занят, по его выражению, "урисовкой" дорогостоящих архитектурных деталей. Но "урисовка" вовсе не означала снижения художественных качеств произведения. Длительное изучение разнообразных белокаменных деталей древних русских сооружений позволило зодчему найти простые, убедительные и вместе с тем неожиданные по твоей форме и композиции наличники, профили и карнизы.

Автор статьи: Кирилл Афананьев


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле