Скоропечатня Левенсона (архит. Федор Шехтель)Музыка форм. Архитектор Ф. Шехтель. Наши современники часто и с грустью вздыхают по красотам модерна, находя их куда более привлекательными, нежели современное архитектурное "безобразие". Но вообще-то само слово "модерн" подразумевает новации в наисовременнейшем духе - и столетие назад, когда творил Федор Шехтель, именно так все и выглядело. Не проводя параллелей с сегодняшним днем (нынче многое обстоит по-другому), все же заметим: к архитектурным новациям начала прошлого века люди привыкли на удивление быстро. Довольно скоро стали заметны не только ужасы, но и достоинства внедряемого стиля - его слегка отстраненная элегантность. Все чаще стали говорить о таланте архитекторов новой генерации. Имя Шехтеля в этом списке было самым громким. Именно ему удалось за считанные годы превратить архитектурную "блажь", завезенную из-за границы, в сугубо национальный феномен. У истоков русского модерна оказался человек с минимальным профессиональным образованием - можно сказать, самоучка. В саратовской гимназии будущий архитектор выказывал весьма посредственную успеваемость, а из Московского училища живописи, ваяния и зодчества был изгнан за прогулы через два года после поступления. Зато юный Франц (так его звали от рождения: Федором этот потомок обрусевшего баварского рода стал лишь в 1915 году, перейдя в православие) обладал природным талантом и, что немаловажно, связями в художественной среде. Его мать после смерти мужа переехала с детьми из Саратова в Москву и служила экономкой в семье Павла Третьякова - по сути же считалась здесь почти родным человеком. Именно кругу людей, объединенных фигурой Третьякова, и был обязан Шехтель своими реальными познаниями и первыми успехами.
Правда, архитектурная карьера, о которой он мечтал, далась далеко не сразу. К получению инженерного диплома, без которого ни о какой самостоятельной работе не могло быть и речи, пришлось двигаться окольными путями. Несколько лет он подвизался помощником у модного архитектора Каминского - зятя Павла Третьякова, а также ассистировал Терскому и Чичагову. Эта практика и стала для Франца главным университетом. В ту пору едва ли кто-то рискнул бы предсказывать ему великое зодческое будущее. Страстное увлечение журнальной графикой и оформлением театральных проектов привело к тому, что в глазах окружающих он выглядел лишь рисовальщиком виньеток и декоратором, пусть даже талантливым. Например, его приятель Антоша Чехонте долгое время пребывал в уверенности, что истинное призвание Шехтеля - иллюстрировать книги. Рубежом в карьере стал 1893 год, когда "олигарх" Савва Морозов заказал малоизвестному архитектору проект семейного особняка на Спиридоновке. Без протекции тут, понятно, не обошлось, но Франц Шехтель сразу же доказал, что способен оправдать любые рекомендации. Глядя на список работ, реализованных этим архитектором на рубеже столетий, испытываешь почти головокружение. Он вел по нескольку проектов одновременно - в реестре фигурируют дачи, часовни, выставочные павильоны, городские особняки, доходные дома, театры, банки и вокзалы. О подобной востребованности бывшие однокурсники недоучившегося студента могли только мечтать... При этом Шехтель умудрялся не повторяться даже в деталях. Более того, он эволюционировал. Стиль модерн в его арсенале появился не сразу и остался не навсегда. До того были упомянутая неоготика и псевдорусский стиль (вспомним хотя бы очертания Ярославского вокзала), позднее возникли черты неоклассики и функционализма. И все же именно в стилистике модерна сделаны его самые значительные работы - не по размерам значительные, а по смыслу. Товарищество скоропечатня А. А. Левенсо́н — одна из известных и лучших типографий и издательств Российской империи. Возникло в 1881 году в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А. С. Левенсона. Поначалу имело всего одну типографскую машину и ручной типографский станок. Однако через шесть лет привлекло к себе пайщиков и превратилось в «Типографию А. А. Левенсона и Ко», ещё через два года в «Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона» с капиталом 210 тысяч рублей и инвентарём, который оценивался в 100 тысяч рублей. И работало с большой интенсивностью. 1 мая 1892 года в типографии случился пожар, который уничтожил всё. Однако товарищество достаточно быстро встало на ноги, и вскоре объём печатной продукции превышал допожарный. В 1896 году товарищество А. А. Левенсон было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. В 1900 году на углу Трёхпрудного и Мамоновского переулков по проекту архитектора Ф. Шехтеля специально для типографии Товарищества А. А. Левенсона было построено одно из самых красивых зданий Москвы. В наружных украшениях – полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором. https://zen.yandex.ru/drevnerusskii_dom |