+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Каменные дома в русском стиле
Дома

Терема

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Псковский кремль

Каждый город имеет свой код.

Код города - это заложенный в его пространственном расположении, топонимике, планировке, застройке нематериальный смысл существования. Без понимания смысла, сути этого кода города строить невозможно. То есть строить - возможно, но смысла в таких городах нет. И жить в них не нужно.

Код города - это его знак, чаще - сочетание знаков, определяющих жизненный путь, направление развития города во времени и пространстве. Утратившие свой код города разрушаются и умирают.

Псков относится к числу немногих российских городов, в коде которого был изначально заложен сакральный смысл. Этот смысл - в спасении души человека, находившегося в состоянии постоянной угрозы - между жизнью и смертью, между войной и миром.

Житель пограничного Пскова, ежедневно стоявшего в шаге от войны, постоянно помнил о смерти и - соответственно - о спасении своей души. Живя обычно недолго и умирая безвестным, он часто думал о близкой вечности и творил - на века.

Псков - европейский христианский город, выстроенный как место духовного сообщения храмов, окруженных мощной крепостью, и храмов, окружающих эту крепость, с главным храмом - Троицким собором и под покровительством Богородицы (Богоматери). Не всеми понимаемое сегодня выражение "Псков - дом Святой Троицы" как никакое другое отражает изначальный код средневекового города. Город как Дом Бога, который необходимо охранять и защищать.

Известные иконы Пскова, не имеющие аналогов, сохранили изображение всей полноты псковских городских крепостных сооружений - как городских святынь, и на этих иконах Богородица, вознесшись над крепостной стеной, молится о Пскове - о спасении города и его жителей.

Пространство Пскова и пространство вокруг Пскова было заполнено множеством храмов - приходских и монастырских. Можно сказать, что в средневековом Пскове не было ни одного неосвященного участка земли, ни одного забытого Богом места. Не было в средневековом Пскове НИ ОДНОЙ улицы, которая бы не вела к храму.

Храмовое и монастырское строительство в Пскове переживало феноменальный расцвет, начиная с XIV века, - после 1348 года, когда знаменитый Болотовский договор между Псковом и Новгородом положил начало политическому самоопределению Псковской земли. Псковская вечевая республика, признанное средневековое государство, просуществовавшее до 1510 года, приняло на себя ответственность за всё - охрану границ, торговлю, экономику, быт. Псковская республиканская власть (князь, выборные посадники и вечевое собрание горожан) решала вопросы войны и мира, внутренней и внешней политики, территориального развития, доходов и расходов, приращения и защиты собственности, богослужения и суда.

Каменный дом-Псковский кремль Каменный дом-Псковский кремль-фасад №1 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №2
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №3 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №4 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №5
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №6 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №7 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №8
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №9 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №10 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №11
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №12 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №13 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №14
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №15 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №16 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №17
Декор фасада Фрагмент фасада Псковский кремль-фасад №
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №19 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №20 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №21
Каменный дом-Псковский кремль-фасад №22 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №23 Каменный дом-Псковский кремль-фасад №24

Псков получил исторический шанс на полноценную самореализацию и в течение более чем полутора столетий воспользовался им в высокой степени. Псков XIV-XVI веков - одна из признанных европейских столиц, самодостаточный город, что ярко отразилось в организации городского пространства, культовом, оборонном и гражданском зодчестве, укладе жизни горожан, их внутреннем духовном мире и общественном самочувствии.

Псков - единственный русский город, оградивший в период своего расцвета крепостными стенами городской посад - земли, где жили тысячи рядовых горожан - посадских людей. Псков - едва ли не единственный русский город, где была осознана ценность человеческой жизни, потому что здесь понималась ценность человеческой души - главная ценность христианства.

Жилое пространство Пскова - это насыщенное пространство жизнеутверждения, которому были свойственны боголюбие, эстетика трудолюбия и благоустройства, этика уважения к человеку и эстетика уважения к самому городу.

Логично, что неотъемлемой частью жизнеустройства средневекового Пскова было его стояние на естественном основании - известняковой тысячелетней плите, из которой строились храмы, стены, башни и дома. Город словно вырастал из своей природной основы - как будто божественная сила выносила эти камни из земли и складывала их в упорядоченные совершенные формы. Он стоял на земле прочно и спокойно. Псков - это город на своём месте.

Такой город должен был стоять на реке - около воды, около потока, символизирующего вечное движение. А междуречье - слияние рек Великой и Псковы - придавало Пскову свойственную только великим городам центростремительность. Псков притягивал.

Готовый к постоянной защите, средневековый Псков был строг, аскетичен и функционален. В нём не было ничего лишнего и ничего фальшивого - роскоши, бахвальства, спеси. Это был единственный в средневековье русский европейский город, достигший заложенных в своем изначальном коде высот в политике и культуре.

После XVII века Псков постепенно перестал соответствовать своему коду.

Это было во многом неизбежно. Утрата пограничного статуса, новые формы ведения боевых действий, политическое первенство Санкт-Петербурга, новые экономические приоритеты, административные преобразования и унификация городских пространств (в Пскове это началось после принятия генерального плана 1778 года) привели к десакрализации городского кода Пскова, утрате начального предназначения города. Это было похоже на зарастание и угасание некогда сильного и чистого родника.

И Псков померк. Он ветшал и разрушался - медленно и неуклонно. Но никаких кодов нового смысла его существования найдено не было.

Относительно непродолжительный, менее чем на полтора века, губернский период привнес в городское пространство свою ритмику: новую архитектуру, дополнительную логику, но Псков исторический выжил - его изначальный код оказался много сильнее нового, и он читался по-прежнему ясно, как будто новый профиль был начертан на кальке, а прежний, главный - на настоящем ватмане. Перепланировка Пскова в XVIII веке осталась незавершенной, словно споткнувшись о непреодолимый пласт культурного слоя города - метафизику его божественного Предстояния.

Судьба берегла этот код, сохранила его от многих поздних искажений. Она словно подсказывала, что неизбежное в современности перекодирование городского пространства должно заключаться только в одном - обнаружении и максимальном сохранении изначального кода, открытии его знаков в ландшафте и архитектуре, воссоздании утраченных символов, поддержании в генетической памяти народа сигналов великого прошлого. Потому что утрата идентичности культуры означает духовную смерть народа.

Автор статьи

Лев ШЛОСБЕРГ.

Газета "Псковская губерния"


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле