Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Грановитая палата Московского кремля

На протяжении многих лет Грановитая палата московского Кремля являлась парадным тронным залом, в котором совершались важнейшие события политической жизни Русского государства. Грановитая палата Кремля была свидетельницей исторического решения о воссоединении Украины с Россией, именно здесь отмечалась Полтавская победа Петра Первого.

Грановитая палата представляет собой огромный зал, крестовые своды которого опираются на центральный столб. Столб украшен золотыми и серебряными сосудами. Свет в величественный зал, высота потолка которого достигает 9 метров, падает из 18 окон. Вечером зал освещается четырьмя бронзовыми люстрами, изготовленными более двух веков назад в форме древних паникадил.

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №1 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №2
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №3 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №4 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №5
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №6 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №7 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №8
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №9 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №10 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №11
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №12 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №13 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №14
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фрагмент фасада дома №15 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фрагмент фасада Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фрагмент
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №18 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №19 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №20
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №21 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №22 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №23
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №24 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №25 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №25
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №26 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №27 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №28
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №29 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №30 Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №31
Каменный дом-Грановитая палата Московского кремля-фасад дома №32

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”.

Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв. Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.

В архитектуре Грановитой палаты сочетаются русские и итальянские художественные традиции: строгий карниз, тонкие колонки и др. элементы поздней итальянской готики совмещаются с характерными для древнерусской архитектуры пропорциональностью и правильностью форм. Свое название палата получила от восточного фасада, облицованного белым граненым камнем. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась «бриллиантовым рустом». Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные «под кирпич».

Конструкция Грановитой палаты имеет свой прототип. Квадратный зал с одним или двумя опорными столбами — типичная форма древнерусских общественных помещений: гридниц, трапезных и др. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами, расположен на высоком цокольном этаже.

Палата имеет два этажа. Нижний, цокольный, не сообщается с верхним. В нем, по старым свидетельствам, были расположены печи. Верхний этаж представляет собою огромный квадратный в плане зал площадью в четыреста девяносто пять квадратных метров, а его высота равняется девяти метрам. Он перекрыт системой из четырех крестовых сводов, опирающихся на один общий столб, расположенный в центре зала.

Ныне посетитель Грановитой палаты попадает в нее из внутренних помещений Большого Кремлевского дворца, а в древности парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Три нарядные лестницы вели на особый помост, так называемое Красное крыльцо.

С его торцевой стороны, через портал, открывался вход в Святые сени, служившие преддверием Грановитой палаты. Их название связано с композициями на сюжеты из Священного писания, которые украшали сени. Лестницы и Красное крыльцо не сохранились, Святые сени были перестроены и заново декорированы в середине XIX века.

Единственный вход, ведущий из Святых сеней в Грановитую палату, сохранил с внутренней стороны древний резной портал. Рельефами украшен и центральный столб, декор которого реконструирован в наше время.

Живопись и внутреннее убранство Грановитой палаты менялись неоднократно. Первая роспись стен была выполнена в кон. XVII в., в царствование Федора Иоанновича. В это время библейские сюжеты и притчи переплетались в росписи с историческими и бытовыми сценами. Здесь же были помещены условные портреты великих князей, в т. ч. самого Рюрика и первых Рюриковичей: Игоря С тарого и Святослава . По причине многочисленных пожаров к 1660-м гг. Грановитая пришла в ветхое состояние. В связи с этим московскому иконописцу и графику С.Ф. Ушакову (1626 - 1686) было предложено подновить фрески, и в 1668 г. он составил подробную опись сюжетов.

В кон. XVII в. стены Грановитой палаты побелили и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. После пожара 1682 г., в 1684 - 1685 гг., один из крупнейших московских зодчих последней четверти XVII — первого десятилетия XVIII в. О.Д. Старцев восстановил и поновил интерьеры Грановитой палаты.

Два столетия спустя, в 1882 г., крестьяне-иконописцы из Палеха братья Белоусовы повелением Императора Александра III восстановили росписи ("стенопись") Грановитой палаты по описям Симона Ушакова (до этого реставрационные работы в Грановитой палаты проводились ещё при Николае I, в 1847 г.).

Рельефную алебастровую лепнину XVIII в. на центральном столбе заменили искуссным живописным орнаментом. А в память об участии братьев Белоусовых в реставрации интерьера Грановитой палаты в 1882 г. остался медальон на её западной стене. Резной белокаменный золоченый портал Грановитой палаты ведет в сени. Над ними -помещение, называемое «тайник». Отсюда царевны и царицы через небольшое решетчатое окно наблюдали за происходившими в Грановитой палате различными приемами. По старинному обычаю женщинам запрещалось присутствовать на приемах.

Кроме пола и ковров, она предстала точно такой же, какой ее задумывал впервые царь Иван Третий.

В Грановитой палате проходили церемонии венчания на трон русских царей. Здесь же до Ивана Грозного заседала боярская Дума. За 600 лет ее существования каждый сантиметр здесь пропитался историей.

Без сомнения, это шедевр мирового значения, каких мало.

Достаточно сказать, что на настенные изображения XV века не поднялась рука даже большевиков, ненавидевших все поповское. Иисус Пантократор взирал с купола потолка на советских граждан все 75 лет безбожной власти. Это ли не чудо.

Он и теперь взирает в своем непреходящем величии именно с того места, где был изображен изначально. Питерские реставраторы обновили знаменитые росписи палаты.

Вообще с 2007 года все работы в Большом Кремлевском дворце проводились в строгом соответствии с Венецианской хартией реставраторов.

По закону перед любыми восстановительными работами необходимо проводить археологические исследования. Во время раскопок были сделаны интересные находки. Найдено много нательных крестов, пуль и даже образцы ртути. Скорее всего в этом месте некогда располагалась и оружейная мастерская. Ртуть использовалась для отливки древних пуль.

Сейчас Грановитая палата выглядит именно так, как она изначально была расписана в XV веке древними мастерами Когда реставрация будет окончательно завершена, Грановитая палата так же, как и раньше, будет использоваться как президентская резиденция только для самых важных случаев.

По словам Сергея Девятова, даже прием верительных грамот от послов иностранных держав не столь значительное событие, чтобы проводить его в палате.

Там будут проходить только наиболее важные переговоры с представителями ведущих стран мира. Доступна для осмотра Грановитая палата будет и для простых граждан. В нее будут водить экскурсии.

В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации. 21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х годов

Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов.

Список используемой литературы:

• Э. М. Козлитина. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля.

• Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. — Л., 1978.

• Иван Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — Москва: Издательство Транзиткнига, 2005.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле