Здание Государственного банка (Нижний Новгород)
Здание Государственного банка входит в сокровищницу русского зодчества, своей архитектурой выражая идею величия России. Нижегородский государственный банк, был построен на деньги нижегородского купечества в самые кратчайшие сроки - в январе 1911 года был приобретен участок земли, а готовое здание освящено 14 мая 1913-го. И сейчас без него уже невозможно представить центральную улицу города, ул. Б. Покровская, 26.
Банк был построен по проекту академика архитектуры Владимира Покровского в честь 300-летия воцарения дома Романовых и воссоздает образ палат 17 века - допетровских, т.е. как раз того времени, когда была окончена Смута, иноземные захватчики изгнаны, а первые Романовы взошли на престол.
"Это здание, открытие которого приурачивается к нынешнему юбилейному году, должно служить величественным памятником трехсотлетия царствования Дома Романовых и в сих видах оно выстроено в русском стиле эпохи первых царей из Дома Романовых. Все внутреннее убранство, как-то мебель, электрическая арматура, роспись стен и потолков и проч., до последних мелочей, выдержаны также в русском стиле. Вообще это здание по своей художественности, цельности производимого впечатления, в связи с большими размерами его, должно занять одно из первых мест в ряду других построек русского стиля в Империи."
Обращение к традициям русской архитектуры ХVII века – отличительная черта поиска национального стиля в российской архитектуре. Если в ХIХ веке эти поиски носили характер копирования (в стилизаторстве), то в начале ХХ века – характер свободной интерпретации, и развиваются в русле национального романтизма, который витал и в атмосфере стран Европы. Ретроспективизм под одеждами прошлого скрывал типологическую сущность зданий и сооружений. Так, банковское здание имело облик сказочного средневекового европейского замка-крепости и одновременно русских теремных княжеских хором с вынесенным вперед крыльцом с шатровой кровлей. Объемная пластика и скульптурная монументальность отличают это произведение. Свободная трактовка многообъемной композиции банковского комплекса, отказ от симметрии, живописный силуэт, оригинальные декоративные детали фасадов характерны для этого уникального произведения. Обращаясь к мотивам русского средневековья, Покровский интерпретировал их по-своему, в силу своего таланта, создавая целостный ансамбль мини-городка из разных объемов (главного здания, жилого корпуса, каретника, служб и часозвони). Не меньшую ценность представляют и росписи интерьеров банка по эскизам известного художника И.Я.Билибина. Синтез искусств характерен для произведений неорусского стиля.
Образ главного здания содержит и крепостную тему (вход, акцентированный двумя полубашнями), и ратушную (венчающая башенка), и палатную (боковая часть). В этом Покровский остается верен своему методу синтетической стилизации, когда прообразы переплавляются в нечто новое. Но вместе с тем госбанк иллюстрирует новый этап в творчестве архитектора. Уже нет былой пластичности и фантазийности деталей, как в пархомовской церкви, декор стал мелочней и суше. Это вполне логично - стиль модерн к 1911 потерял былую популярность, и его эстетика уходит и из неостилей. Однако это не делает нижегородский банк зауряднее. Памятник уникален, ибо гражданских сооружений подобного размаха (не считая вокзалов) у нас нет.
Ансамбль Нижегородского отделения государственного банка включает в себя главный корпус, соединенный переходом с жилым домом, дворовые службы, «часозвонню», ограду с коваными воротами. Главный корпус банка одновременно напоминает средневековый замок и древнерусский терем. Многие фрагменты его архитектуры схожи с элементами Теремного дворца Московского Кремля.
Особую ценность представляют интерьеры. В их отделке внутренних помещений банка использовались медь, резное дерево, майолика и замечательные росписи.
Лестницы банка украшены изразцами. Настенные росписи были заказаны известному художнику, иллюстратору русских сказок Ивану Билибину и знаменитым московским иконописцам братьям Пашковым. Каждый зал банка имеет свою тематику росписей и определенную цветовую гамму. Сам архитектор сделал более тридцати эскизов мебели. Свод первого этажа украшают гербы городов Российской империи, игравших важную роль в стране в 17 веке. В одном из залов второго этажа - фреска, на которой изображено избрание на престол Михаила Романова. Здесь же аллегории металлов и времён года.
Особо впечатляет возносящийся вверх свод светлого операционного зала. Он расписан в стилистике русских сказок - тут и знаки зодиака, и двуглавые орлы, и лики солнца, и аллегории изобилия. И гербы российских городов.
Каким-то чудом вся символика сохранилась в период советской власти. Даже попыток уничтожить прекрасные росписи не было. Правда, в 30-е годы один из чиновников предложил закрасить царскую символику белой краской. К счастью, предложение никто всерьёз не принял. И даже двуглавые орлы на дверях главного входа сохранялись в течение всех 73 лет советской власти.
Здание никогда не меняло своего назначения. А в годы Гражданской войны, это была главная кладовая страны, в которой хранился почти весь государственный золотой запас.