Палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре
Здание Палат бояр Романовых - самый знаменитый памятник истории и архитектуры в ансамбле Ипатьевского монастыря. Оно было возведено в конце XVI века в период начала каменного строительства на территории монастыря на средства династии Годуновых. Первоначальное практическое назначение его неизвестно. По монастырскому преданию, в этом здании в начале 1613 года остановились молодой боярин Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа (в миру Ксения Ивановна Шестова-Романова). 14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре совершилось всемирно известное историческое событие - призвание Михаила Федоровича на Московское царство. Это событие не только положило конец многолетней Российской Смуте, грозившей государству потерей национальной независимости, но и ознаменовало собой начало нового этапа в его истории - переход от периода средневековья к новому времени. Не случайно на протяжении последующих веков представители Дома Романовых, а также ведущие деятели российской науки и культуры обращали особое внимание на Ипатьевский монастырь, как «колыбель» Дома Романовых, и, в частности, на здание Палат бояр Романовых, как на важнейший мемориальный объект монастырского ансамбля, связанный с возрождением российской государственности. Здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова».
В наши дни трудно представить, как оно выглядело в первые десятилетия своего существования. На миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова», созданной в 1672-1673 годах, показано, что Палаты находились у западных монастырских ворот вблизи других жилых строений обители. Они представляли собой небольшой отдельно стоящий двухэтажный каменный домик с тесовой крышей и окнами из цветной слюды.
На протяжении XVII - XVIII веков здание ветшало, неоднократно подвергалось ремонтам с частичными его перестройками, приспосабливалось под нужды обитателей монастыря. В XVIII веке здесь проживал монастырский келарь, затем наместник монастыря. В этот период оно имело название келарских или наместнических покоев.
Начиная с XIX века Царские чертоги стали объектом особого трепетного отношения и монастырских властей, и представителей царской династии. В 1830-е годы здесь была создана первая музейная экспозиция. В комнатах второго этажа разместили 24 портрета представителей императорской фамилии «писанные живописцем Беннером, гравированные и печатанные в Париже». Тогда же, в 1830-е годы, по указу Николая I в Ипатьевский монастырь прибыл профессор Императорской Академии художеств К. А. Тон, которому было поручено составить проект реставрации Палат и некоторых других монастырских строений. Однако реставрация К. А. Тона не решила проблему возвращения памятнику его первоначального облика. Ремонтно-реставрационные работы были направлены лишь на внешнее обновление здания. Окончательно проблему реконструкции Палат бояр Романовых удалось решить архитектору Московской Дворцовой конторы Ф.Ф. Рихтеру в начале 1860-х годов.
С 1863 по 1912 годы Палаты находились в ведении Московской Дворцовой конторы, тогда же в нем существовал и принимал многочисленных посетителей Музей Дома Романовых. Хранителями его экспозиции были отставные унтер-офицеры.
В настоящее время Палаты бояр Романовых сохраняют облик, полученный во время реставрации Ф.Ф. Рихтера. Поздние реставрации (1912-1913, 1958, 1977, 2002 годов) носили в основном косметический характер и не внесли существенных изменений в архитектурные конструкции памятника.
Брошюра "Реликвии Ипатьевского монастыря". Авторы: Куколевская О.С., Уткин. С.А.