Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-Дома в русском стиле 1
Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Посадский дом-Суздаль

Среди многочисленных памятников суздальской архитектуры особое место занимает Посадский дом - единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник жилого каменного зодчества.

Редкость - особенность нашего жилого каменного строительства. В отличие от средневековых городов Запада жилые постройки в русских городах почти повсеместно были из дерева. «Жители этой страны не любят жить в каменных домах, потому что, когда печи в них истоплены, то ударяет в голову и причиняется головная боль», - подобного рода свидетельства были распространены иностранцами, путешествующими по Руси в XVI - XVII вв. Оставим на их совести «правильность» объяснения нелюбви русских к каменному жилью. Исторически сложившимися традициями быта и социально-экономическими условиями страны того времени объясняется подавляющее преимущество деревянных жилых построек в русских городах. Но каменные жилые дома были на Руси. И хотя они тонули в море деревянных строений городов и значительно сильнее, чем культовые постройки, подвергались перестройке, иногда полной, то, что дошло до нас, представляет очень интересную, разнообразную и самобытную группу памятников русского каменного жилого зодчества.

Посадский дом-Суздаль Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №1 Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №2
Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №3 Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №4 Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №5
Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №6 Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №7 Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №8
Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №9 Каменный дом-Посадский дом-Суздаль-фасад дома №9

Дом состоит из двух разновременных объемов или клетей на сводчатых подклетах с самостоятельными двускатными кровлями. Различная толщина стен, размер кирпича, перепад уровней пола, отсутствие перевязки в кладке одного и другого объема - все это свидетельства неодновременного создания их. Более ранним является объем, подклет которого с крытым входом с улицы углублен в землю. Восточный объем с надземным подклетом пристраивается позднее. Но несмотря на это, дом проникнут единством замысла, обладает цельностью, а высокие тесовые на кирпичных фронтонах кровли с двумя дымниками придают постройке особую выразительность. Украшения дома скромны: лопатки по углам, да в местах стыка двух объемов; простой профилированный междуэтажный поясок и такой же карниз; более нарядны лишь наличники с «бровками» на окнах западной фасадной части дома, да обработанный «рустами» портал.<

В самом доме хорошо прослеживается интересная особенность этой постройки. Пристройка второго однопалатного объема изменила планировку дома, превратила его в жилище с трехчастным делением в плане. Прямо от входа - сени - холодное с коробовым сводом помещение без окон. Налево из сеней - вход в нижнюю горницу; направо - в чулан; вверх по внутренней лестнице - в сени второго этажа, а оттуда - в верхнюю горницу и в светелку, находившуюся в подкровельном пространстве западного объема дома. Являясь связующим звеном, откуда попадали во все другие помещения, сени одновременно выполняли хозяйственную роль. Здесь находятся: дубовый сундук конца XVII века, большой медный котел, в котором могли готовить еду для посетителей харчевни; ступа с пестом для переработки зерна в крупу; деревянные ведра и бочка с водой. Чисто хозяйственную роль выполнял чулан, отделенный от сеней капитальной стеной. Это холодное небольшое, тоже с коробовым сводом помещение, с единственным маленьким выходящим во двор оконцем, затянутым прутьями решетки. Ведет в чулан железная кованая дверь, состоящая из отдельных пластин, скрепленных, большими коваными гвоздями. В отличие от других дверей в этом доме, которые во время реставрации пришлось заменять, эта дверь подлинная, надетая на подпятники еще в XVIII веке при строительстве. В чулане, с такой дверью хранили в коробьях ценные и важные для калачника и содержателя харчевни съестные припасы: кадочка с солью, бочки с мукой, хмель в лукошках, стеклянные штофы для наливок, весы и прочее.

Расположенная влево от входа нижняя горница с русской печью - самое большое жилое помещение в доме, с плоским тесовым потолком - «подволока подбита тесом», с тремя окнами, выходящими на улицу; четвертое небольшое окно на южной стене выходит во внутренний двор, и освещает чело печи. Предметы обстановки нижней горницы носят характер старого допетровского быта: встроенные лавки с «опушкою», резной стол, покрытый столешницей, шкаф-поставец, сундук. В поставце выставлена дорогая и не часто употребляемая посуда: оловянные тарелки, стеклянный расписной штоф, медная чайница. Снаружи шкаф-поставец расписан масляной краской «под муар». А на внутренних сторонах верхних дверец в декоративных овалах изображены два портрета: бритый мужчина с усами и женщина с непокрытой головой. В к. XVII - XVIII вв. такие изображения на мебели (сундуках, шкафах) были очень распространены. Так и видятся в этих изображениях портреты хозяина и хозяйки дома. Обязательным убранством в жилых помещениях были иконы и ... лубки. В XVIII веке лубки были в интерьере любого городского дома, особенно в домах купцов, средних и мелких торговцев, ремесленников. Их покупали «для пригожества» по 3-5 коп. каждый и расклеивали по стенам. Лубки в веселой, шутливой форме, но очень достоверно отражали быт и нрав городского обывателя. У нас в горнице висят лубки «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь», «Угощение гостя по старому обычаю», «Фарнос и Пигасья у целовальника». В нижней горнице обращает на себя внимание обилие глиняной, медной, деревянной посуды. Харчевой и калачный промысел обязывал хозяев иметь ее в достатке. Особенно выделяются медные ендовы (плоские чашки с носком или рыльцем для слива жидкости), употреблявшиеся для хранения и подачи к столу пива и других напитков, огромный деревянный став, который был общеупотребительной столовой посудой, резные узорные пряничные доски для изготовления печатных пряников, ситники для выпечки хлеба, ковши-черпаки или ковши-налевки, которыми черпали пиво из общего котла.За печкой, у двери, висит женская одежда: сарафан из набивной ткани XVIII века, кофта, головной убор замужней женщины - сорока. Под нижней горницей в помещении подклета, углубленного в землю, был погреб. Спуститься в него можно было прямо из горницы; второй ход, как указывалось выше, был с улицы.

Кроме нижней горницы, жилыми помещениями в доме были верхняя горница и светелка. Верхняя горница расположена на втором этаже. Это небольшая, очень светлая комната с тремя окнами, с плоским тесовым потолком; служила она «покоевым» помещением и «комнатой» (кабинетом) хозяина. В интерьере верхней горницы важнейшей деталью является изразцовая печь, которая очень украшает комнату. Общий характер обстановки верхней горницы по сравнению с нижней иной. Здесь другая мебель: кровать, стол, два стула столярной работы, но и рядом традиционные сундуки. Выделяется большой дубовый сундук XVIII века, обитый для прочности широкими полосами кованого железа. Передняя часть сундука украшена просечным железом с подложенной разноцветной бумагой и слюдой. Этот сундук мемориальный, как и дверь чулана, он не покидал дом с XVIII века и сейчас, отреставрированный реставратором Владимиро-Суздальского музея-заповедника В. И. Басовым, занимает почетное место в доме. Сундуки такого типа высоко ценились в свое время. А сундук, стоящий в спальне хозяина, был главным: в нем хранилось самое ценное имущество и деньги. Владелицей другого стоящего здесь сундучка, безусловно, была женщина. По размерам и характеру росписи (на поверхности сундучка полыхают розы, а внутренняя сторона крышки хранит портреты молодых мужчины и женщины) он предназначался для женских украшений, небольших платков, кокошников. Красный угол верхней горницы богат: некоторые иконы в драгоценных окладах. На иконах - местные святые: Евфросинья Суздальская, богоматерь Боголюбская, а под ними - счетные книги, куда хозяин тщательно заносил доходы - расходы от промысла калачного и харчевни.

Около 160 экспонатов находится в помещениях дома. Вещи возродили (пусть даже немного в торжественной, музейной форме) то, что давно ушло в историю, но и будет жить для истории.

Лапшина Т.И., "Посадский дом XVIII в. в г. Суздале", 1973 год


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле