Посадский дом-Суздаль
Среди многочисленных памятников суздальской архитектуры особое место занимает Посадский дом - единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник жилого каменного зодчества.
Редкость - особенность нашего жилого каменного строительства. В отличие от средневековых городов Запада жилые постройки в русских городах почти повсеместно были из дерева. «Жители этой страны не любят жить в каменных домах, потому что, когда печи в них истоплены, то ударяет в голову и причиняется головная боль», - подобного рода свидетельства были распространены иностранцами, путешествующими по Руси в XVI - XVII вв. Оставим на их совести «правильность» объяснения нелюбви русских к каменному жилью. Исторически сложившимися традициями быта и социально-экономическими условиями страны того времени объясняется подавляющее преимущество деревянных жилых построек в русских городах. Но каменные жилые дома были на Руси. И хотя они тонули в море деревянных строений городов и значительно сильнее, чем культовые постройки, подвергались перестройке, иногда полной, то, что дошло до нас, представляет очень интересную, разнообразную и самобытную группу памятников русского каменного жилого зодчества.
Дом состоит из двух разновременных объемов или клетей на сводчатых подклетах с самостоятельными двускатными кровлями. Различная толщина стен, размер кирпича, перепад уровней пола, отсутствие перевязки в кладке одного и другого объема - все это свидетельства неодновременного создания их. Более ранним является объем, подклет которого с крытым входом с улицы углублен в землю. Восточный объем с надземным подклетом пристраивается позднее. Но несмотря на это, дом проникнут единством замысла, обладает цельностью, а высокие тесовые на кирпичных фронтонах кровли с двумя дымниками придают постройке особую выразительность. Украшения дома скромны: лопатки по углам, да в местах стыка двух объемов; простой профилированный междуэтажный поясок и такой же карниз; более нарядны лишь наличники с «бровками» на окнах западной фасадной части дома, да обработанный «рустами» портал.<
В самом доме хорошо прослеживается интересная особенность этой постройки. Пристройка второго однопалатного объема изменила планировку дома, превратила его в жилище с трехчастным делением в плане. Прямо от входа - сени - холодное с коробовым сводом помещение без окон. Налево из сеней - вход в нижнюю горницу; направо - в чулан; вверх по внутренней лестнице - в сени второго этажа, а оттуда - в верхнюю горницу и в светелку, находившуюся в подкровельном пространстве западного объема дома. Являясь связующим звеном, откуда попадали во все другие помещения, сени одновременно выполняли хозяйственную роль. Здесь находятся: дубовый сундук конца XVII века, большой медный котел, в котором могли готовить еду для посетителей харчевни; ступа с пестом для переработки зерна в крупу; деревянные ведра и бочка с водой. Чисто хозяйственную роль выполнял чулан, отделенный от сеней капитальной стеной. Это холодное небольшое, тоже с коробовым сводом помещение, с единственным маленьким выходящим во двор оконцем, затянутым прутьями решетки. Ведет в чулан железная кованая дверь, состоящая из отдельных пластин, скрепленных, большими коваными гвоздями. В отличие от других дверей в этом доме, которые во время реставрации пришлось заменять, эта дверь подлинная, надетая на подпятники еще в XVIII веке при строительстве. В чулане, с такой дверью хранили в коробьях ценные и важные для калачника и содержателя харчевни съестные припасы: кадочка с солью, бочки с мукой, хмель в лукошках, стеклянные штофы для наливок, весы и прочее.
Расположенная влево от входа нижняя горница с русской печью - самое большое жилое помещение в доме, с плоским тесовым потолком - «подволока подбита тесом», с тремя окнами, выходящими на улицу; четвертое небольшое окно на южной стене выходит во внутренний двор, и освещает чело печи. Предметы обстановки нижней горницы носят характер старого допетровского быта: встроенные лавки с «опушкою», резной стол, покрытый столешницей, шкаф-поставец, сундук. В поставце выставлена дорогая и не часто употребляемая посуда: оловянные тарелки, стеклянный расписной штоф, медная чайница. Снаружи шкаф-поставец расписан масляной краской «под муар». А на внутренних сторонах верхних дверец в декоративных овалах изображены два портрета: бритый мужчина с усами и женщина с непокрытой головой. В к. XVII - XVIII вв. такие изображения на мебели (сундуках, шкафах) были очень распространены. Так и видятся в этих изображениях портреты хозяина и хозяйки дома. Обязательным убранством в жилых помещениях были иконы и ... лубки. В XVIII веке лубки были в интерьере любого городского дома, особенно в домах купцов, средних и мелких торговцев, ремесленников. Их покупали «для пригожества» по 3-5 коп. каждый и расклеивали по стенам. Лубки в веселой, шутливой форме, но очень достоверно отражали быт и нрав городского обывателя. У нас в горнице висят лубки «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь», «Угощение гостя по старому обычаю», «Фарнос и Пигасья у целовальника». В нижней горнице обращает на себя внимание обилие глиняной, медной, деревянной посуды. Харчевой и калачный промысел обязывал хозяев иметь ее в достатке. Особенно выделяются медные ендовы (плоские чашки с носком или рыльцем для слива жидкости), употреблявшиеся для хранения и подачи к столу пива и других напитков, огромный деревянный став, который был общеупотребительной столовой посудой, резные узорные пряничные доски для изготовления печатных пряников, ситники для выпечки хлеба, ковши-черпаки или ковши-налевки, которыми черпали пиво из общего котла.За печкой, у двери, висит женская одежда: сарафан из набивной ткани XVIII века, кофта, головной убор замужней женщины - сорока. Под нижней горницей в помещении подклета, углубленного в землю, был погреб. Спуститься в него можно было прямо из горницы; второй ход, как указывалось выше, был с улицы.
Кроме нижней горницы, жилыми помещениями в доме были верхняя горница и светелка. Верхняя горница расположена на втором этаже. Это небольшая, очень светлая комната с тремя окнами, с плоским тесовым потолком; служила она «покоевым» помещением и «комнатой» (кабинетом) хозяина. В интерьере верхней горницы важнейшей деталью является изразцовая печь, которая очень украшает комнату. Общий характер обстановки верхней горницы по сравнению с нижней иной. Здесь другая мебель: кровать, стол, два стула столярной работы, но и рядом традиционные сундуки. Выделяется большой дубовый сундук XVIII века, обитый для прочности широкими полосами кованого железа. Передняя часть сундука украшена просечным железом с подложенной разноцветной бумагой и слюдой. Этот сундук мемориальный, как и дверь чулана, он не покидал дом с XVIII века и сейчас, отреставрированный реставратором Владимиро-Суздальского музея-заповедника В. И. Басовым, занимает почетное место в доме. Сундуки такого типа высоко ценились в свое время. А сундук, стоящий в спальне хозяина, был главным: в нем хранилось самое ценное имущество и деньги. Владелицей другого стоящего здесь сундучка, безусловно, была женщина. По размерам и характеру росписи (на поверхности сундучка полыхают розы, а внутренняя сторона крышки хранит портреты молодых мужчины и женщины) он предназначался для женских украшений, небольших платков, кокошников. Красный угол верхней горницы богат: некоторые иконы в драгоценных окладах. На иконах - местные святые: Евфросинья Суздальская, богоматерь Боголюбская, а под ними - счетные книги, куда хозяин тщательно заносил доходы - расходы от промысла калачного и харчевни.
Около 160 экспонатов находится в помещениях дома. Вещи возродили (пусть даже немного в торжественной, музейной форме) то, что давно ушло в историю, но и будет жить для истории.
Лапшина Т.И., "Посадский дом XVIII в. в г. Суздале", 1973 год