Главная › Дом-двор В.Я. Клокотова 1879 года постройки. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Заозерье (Кельчемгора)
Дом-двор В.Я. Клокотова 1879 года постройки. Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Заозерье (Кельчемгора)
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ»
Река Мезень. Исток этой могучей северной реки — в республике Коми. Течёт она на протяжении почти тысячи километров в сторону северо-запада, к Белому морю. Предположительно, название реки имеет финно-угорское происхождение, и означает «удачливая река для охоты и промысла». По правому берегу километров на шесть растянулась одна из самых древних деревень на Мезени — Кельчемгора (Кёльчемгора) — группа деревень, состоящая из Шелявы, Заозерья, Мокшевы, Заручья и Кольшина. Деревня Мокшева расположилась в широком овраге. Входя в деревню, сразу видишь всю перспективу домов. Могучие, стремительные коньки, повторяясь на каждой крыше, усиливают чёткий ритм порядка.
Этот дом был перевезён в музей, где занял достойное место. Как же возводили такую хоромину? Строил её прадед "нынешнего" владельца. Рассказывают, человек он был грамотный, ходил даже в Питер. «Передок» дома срубил из «листвы», чтобы прочнее был, да дольше стоял. На двор же пошла сосна. Лес для постройки заготовлял зимой вместе с артелью своих, деревенских, пришедших по обычаю на «помочи» соседу. Ранней весной, как только начинал сходить снег, на месте будущего дома забивали метровые стойки-стулья, по ним клали самые крепкие и толстые брёвна. Так на земле возникал как бы план будущей постройки — первый венец или оклад. Тут хозяин угощал «помочан», окладным это называли. Кстати, следует сказать, что строительство такого дома, как в Заозерье, обходилось недёшево. Дело даже не только в том, что надо было несколько раз угощать вином и каждый день кормить 15 - 20 человек. Не всякий хозяин мог руководить делом сам. Часто нанимали «приборщика», который и возглавлял артель. Первое для него — смотреть за углами, чтобы «набок не уехали». После оклада начинали «вести стопу» — сруб складывать. Тут надо следить, чтобы к одной стороне деревья ложились то комлем, то вершиной. Между «деревами» для тепла прокладывали мох. Как до матицы доведут (массивная балка под потолком), снова угощение. Это обычно приходилось на май или июнь, оттого на провесах (кронштейнах) в датах чаще всего фигурируют именно эти месяцы. После этого начинают рубить фронтон. В его бревна-самцы врубают слеги: они стягивают всю постройку и служат каркасом для кровельного тёса. Самая верхняя слега — князевая или коньковая. Как её поднимут, новое угощение — коньковое.
Центральную часть парадного фасада занимает полукруглый балкон и над ним двойное окно светёлки-вышки, но двери нет, т.к. назначение балкона чисто декоративное: это главное украшение всего фасада. На выпуске бревна под кровлей вырезана дата: 1879 года мая 16 дня. Но дело не в этом, на Мезени известны и более старые постройки. Здесь сохранилась монументальная роспись на фронтоне и свесе кровли. Дом поражает своею праздничностью и даже сказочностью. Такое впечатление создается поясом из сплошного ряда наличников и ставен. На их створах вырезаны цветы, сохранившие ещё следы раскраски.
Над балконом изображён сад, по краям которого важно стоят утка и петух. Слева и справа на тёмно-зеленом фоне полуфантастические львы, великолепно вписанные в два треугольных конца фронтона. Какими путями забрели сюда, на глухой Север эти экзотические животные? Правда, у мастера они получились скорее похожими на собак или волков. Как и собака, лев символизирует стража, голова его обращена к зрителю, глаза встречают каждого подходящего к дому. Свес кровли покрывает растительный орнамент из цветов и виноградных гроздьев. Даже по подзорам, прибитым вдоль скатов, можно заметить следы растительного орнамента. На редкость щедрой изображена природа в росписи, здесь словно раскрываются заветные мечты крестьянина, который и хлеба-то не всегда имел вдосталь. Яркая роспись, тонкая резьба казались особенно нарядными около глухих бревенчатых стен, на фоне пасмурного северного неба или белоснежной зимы. Кто расписывал этот замечательный дом, теперь установить нелегко. Может быть, захожая артель, но скорее всего местный мастер И. К. Орлов, работавший как раз в 1880-е в этих краях. Им были подписаны несколько домов неподалеку — в Верхнем Березнике, до наших дней, к сожалению, не сохранившиеся. А таких домов на Мезени было немало. Продолжил дело отца сын — Михаил Иванович Орлов, умерший восьмидесяти лет от роду (приблизительно в сер. 1950-х).
Крайне важным направлением в работе музея является сохранение его мемориальности. Поскольку большинство объектов являются историческими памятниками, без соответствующего ухода они попросту утратят свой первозданный вид. Дабы сберечь культурное наследие, музей при поддержке подрядных организаций трудится над уходом за отдельными объектами. Спектр объема работ необычайно широк — замены крыльца до капитального ремонта целого ряда зданий.
Телефон: (8182) 20-4164
Адрес: 163061, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Правды, 15
Проезд: Авт. 104, 111 до ост. "Малые Корелы" (25 км от центра Архангельска)