Закладка окладного венца
Брёвна окладного венца бывают по диаметру больше всех остальных в срубе. Окорёнными их поочерёдно поднимают на высокие камни и обжигают на медленном огне. Опорами вместо камней может служить всё, что угодно. Под брёвнами устраивают кострище. На разведённом для обжига огне заодно сжигают весь мусор, оставшийся после окорки леса. Когда обжигаемая часть бревна покрывается чернотой, поверхность уплотняется, становится глянцевой, его поворачивают воткнутыми в торцы топорами, подставляя другую часть поверхности под огонь. Такая обработка консервирует древесину и предохраняет нижние венцы от воздействия неблагоприятных природных факторов, от преждевременного разрушения. Рубка стен, используемая повсеместно, имеет более точное название — рубка углов «в чашу». Как и любая аналогичная операция, она состоит из нескольких последовательных шагов. 1. На камни-основания прокладывается изоляционный материал, в старину это была береста или олений мох. 2. Поверх этого слоя укладываются два бревна друг напротив друга. Они нужны для возведения противоположных стен. При этом следует соблюдать строгую последовательность укладки бревна в по углам: вершина к вершине, нижняя часть дерева к такой же у другого бревна. Благодря такому методу венцы строения будут уложены четко горизонтально, а углы — вертикально. Маститые столяры предпочитали для возведения избы именно сосну как раз потому, что ствол ее более-менее ровный в сравнении с елью. 3. С обеих сторон бревен вырубаются отверстия, похожие на чашу. Отсюда и пошло название этого метода. Для того чтобы в такую чашу вошло бревно, ее подгоняют по размеру. Самое главное в этом деле — уложить максимально ровно первый вене. 4. Также нужно оформить прямые углы. Чтобы проверить, все ли правильно сделано, производят поверку при помощи пенькового шнура. Для этого его концы нужно приложить к середине бревен в месте пересечения в противоположных углах. Сравнивая диагонали, смотрят, чтобы они совпадали. При наличии несовпадений палкой, словно рычагом, отодвигают угол до выпрямления. Продолжают эту работу до тех пор, пока диагонали не станут равны друг другу. Чтобы углы не сдвинулись как прежде, создав асимметрию, их положение укрепляют кольями с концов бревен. 5. Части бревен, выступающие с обеих сторон, помогают удерживать в избе тепло, так как поперечные слои древесины значительно медленнее промерзают, чем продольные. 6. Далее производится еще одна проверка: хозяин дома сильно ударяет по бревну, чтобы небольшая щепка откололась от него. Ее следует носить в кармане до завершения стройки. Такое правило существует на Пинеге. В других краях смотрят, что происходит в это время: хорошим знаком считается попадание щепки внутрь сруба. Это означает, что в доме будет достаток. В противном случае отлетевшие по разным сторонам щепки подметаются в центр венца. Таким образом, хозяева верят, что они все новости вне дома им будут известны. А все, что происходит в доме, будет храниться за семью печатями. На этом можно считать, что окладной венец готов и положено начало новому строительству. Домочадцы устраивают небольшое застолье, а соседи рады поздравить будущих владельцев добротной избы. В этот день плотники прекращают работу, их ждет угощение от хозяев, во время которого пьют вино за них и их будущий дом. Все знают, какая тяжелая изнуряющая работа с деревом. Поэтому, если строительство приходилось на Великий Пост, гостям даже в этот день, кроме традиционных овощных и крупяных разносолов, готовили блюда из мяса и позволяли употреблять молочную пищу. Также на праздник приглашают мастеров с других строек или заслуженных плотников. К ним хозяева обращаются исключительно по имени-отчеству, с большим уважением и почетом. Эти традициям насчитывается не одна сотня лет, поэтому соблюдение их было неписаным правилом для всех. Тайная сила плотников. Немало сказок сложено русским народом, в которых во всех соревнованиях с нечистой силой плотники всегда побеждают. Мастерам топора и пилы всегда платили вовремя, так как опасались, что те смогут навести порчу на дом. На практике недобросовестные работники оставляли щепки между пазами, из-за которых оставались щели, и сруб плохо оседал. Могли положить камни между концами бревен, которые мешали как следует проконопатить. Холод в избе в таком случае будет обеспечен такой, что и печами ее не протопишь. Очень суеверные люди приписывали плотникам связи с потусторонними миром и сверхъестественные способности. Особо боялись мастеровитых работников, известных своими делами на многие села. В основном подобными суевериям были повержены народы Карелии, Малороссии. Это отмечает в своих записках, которые вёл во время многочисленных путешествий, известный многим писатель и замечательный знаток жизни и быта многих зародов России прошлого века Сергей Васильевич Максимов. На фоне этих народов северяне, особенно поморы, отличались подчёркнутым благородством натуры. Для них человеческая честь была превыше всего. За хлеб насущный для своей семьи многие платили морю собственной жизнью. Им было не до суеверных представлений. Об этом же узнаёшь и из книг архангелогородца Бориса Викторовича Шергина. |