Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Варианты установки деревенских домов

 

Варианты установки деревенских домов

Всем нам известна сказка «избушка на курьих ножках». История о таких зданиях пошла с Древней Руси, где строились избы на специальных высоких пнях. Чаще всего, для фундамента не использовали деревянные балки, а искали деревья, которые могли послужить «ножками» для дома. Это позволяло избе устойчиво стоять на пнях. Сейчас некоторые старые постройки можно увидеть в старых деревнях Стрельниково Костромской области.

В местах, где почва менее устойчивая, а именно - на равнинах, строили избы на каменных или деревянных пнях, которые служили опорой для всей избы. Как правило, в такой местности грунта практически нет. Для того чтобы фундамент был крепким и устойчивым, применялась технология установки «деревянных стульев» — обычные балки, которые служили опорой. Считалось, что чем больше таких столбиков, то под тяжелым весом дом простоит долгие годы. Но и здесь нужно было решить проблему с гниением и сыростью земли, поэтому прежде, чем начать строительство, землю сначала обжигали, что предотвращало гниение «стульев». Так как избы были небольшие, то максимальное количество таких балок могло доходить до 12 штук.

Не везде для возведения домов можно было найти ровную местность, нередко это были леса и болотистые поляны. Для возведения фундамента в такую почву вбивали длинные сваи из дерева с помощью большой кувалды с двумя ручками, иными словами это была деревянная чурка. Из-за того, что в такой местности грунт находится достаточно глубоко, приходилось делать эту работу долго и усердно. Чаще всего, сваи доходили до глубины двух метров. Чтобы можно было ровно устанавливать будущую избу, эти сваи спиливались на одном уровне.

В то время, когда возводили фундамент в сложной местности, поморам, проживавшим на берегах рек, чтобы укреплять свои дома, необходимо было использовать опорные балки. Такие заготовки служили хорошим фундаментом во время приливов и отливов рек, особенно северных, у которых воды жесткие и грубые. Выглядели балки не очень опрятно, но это было единственным решением укрепить береговые дома. Они торчали из земли или вбивались в саму реку у самого берега, которые для большей устойчивости подпирали большими камнями. Сверху к ним прикрепляли толстые деревянные брусья — мостовые, которые чащи всего протягивались по всей деревне и возводились к самому дому. Около таких подпорных стенок можно нередко увидеть рыбные сараи и другие хозяйственные пристройки. В более тихих местах, где вода не несла большой угрозы, вбивались большие бревна в длинный ряд, а неподалеку строили жилые избы. В наше время такие постройки сохранились, например, в Холмогорах.

До сих пор можно увидеть удивительные постройки, которым насчитывается больше ста лет. Например, в Архангельске есть избы, в которых основание укреплялось специальным срубом, установленным вокруг дома. Также для этих целей жители использовали ряж — это специальная опора, которая выглядит как клеть или клетка. Чтобы укрепить фундамент, между опорой и домом засыпали песок, грунт или подкладывали камни. Чтобы дом в холодное время не промерзал и не прогнивал из-за талых вод, использовались специальные отмостки — деревянные доски, которые вбивались в землю на расстоянии полуметра и возвышались над домом. Так, дом был по-своему утеплен и защищен от сырости.

Считается, что бревна окладного венца обычно больше других, как по размеру, так и в диаметре. Чтобы просушить бревно и защитить его от гниения, его обжигали на специальном огне, но не напрямую. Здесь, чтобы обжечь бревна, необходимо было развести костер и расположить бревна на камнях, после чего только приниматься к обработке. Чтобы понять, что дерево готово к использованию, оно должно быть покрыто черной копотью и приобрести глянцевый оттенок. Только после этого бревна использовались в строительстве. Кстати говоря, использование бревен было удобно не только при возведении новых зданий и построек. Также это был хороший запас дров на зиму, ведь с каждого дерева был свой сруб, который никуда не годился, кроме как в печь.

Во все времена люди желали привлечь богатство и удачу не только для работы, но и в дом. Поэтому перед строительством новой избы русские люди совершали разнообразные ритуалы. Для одного из них годилось бревно в переднем углу, под которое складывали кусочек шерсти овцы — для тепла, ладан — для святости, монету — для денежного благополучия. Своеобразную закладную денежку в каждом сословии имели свою: кто был побогаче, тот мог себе позволить оставить червонец или золотой рубль, крепкий середнячок — серебряную монету, малоимущие — любую монетку. Но православные люди Руси не ограничивались эти набором предметов, в разных частях нашей родины использовались и другие приманки для счастья. Например, на Пинеге в каждом углу избы лежало по монетке и крылу рябчика.

При укладке бревен мастера соблюдали правильность их расположения по сторонам света. На северную сторону шли экземпляры, которые раньше росли с более холодной стороны. Это можно было понять по годовым кольцам, которые были более плотными, чем с южной стороны. Также на северной стороне дерева было больше сучков. Особенно эту закономерность можно увидеть на соснах, а также на деревьях, растущих на открытых местах: около полян, на краю леса, с краев полей.

Как вспоминал отец автора, раньше не было такой неустойчивой погоды: все было как положено: летом было жарко, порой изнуряюще, зимой — холодно и трескуче-морозно. И вот он, маленький, смотрел летом на кладку с южной стороны избы, которую раскаленный воздух буквально обугливал и оплавлял. Было у него ощущение, что впору бежать за ведрами, что дом загорится. В зимнее же время деревья в лесу поблизости и в самой избе трещали так, что казалось кто-то невидимый ходит и наводит шума. Нагонял ужаса и треск на реке ото льда. Но, правда, и христианские праздники, и все приметы природные в то время совпадали идеально: на Покров Богородицы ложился снежок на землю-матушку, на рождество Иоана Крестителя (за день до Ивана Купала) люди шли купаться после долгой зимы и продолжительной прохладной весны.

                                      


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле