+8 (495) 741-94-55
+8 (964) 516-82-17
+8 (925) 854-99-41
Архитектурные книги и проекты
Архитектурно строительная мастерская Древнерусский дом-секреты старых мастеров
Дома

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Плотник без топора — что телега без колес!

 

Плотник без топора — что телега без колес-топор плотника

Плотник без топора — что телега без колес-набор плотницких топоров

Профессионализм русских плотников заключался не только в умении виртуозно обращаться с деревом, но и обходиться минимальным набором инструментов. Главенствующее место в нем занимал топор. О нем сложено немало пословиц и поговорок, говорящих об особом отношении к нему настоящего мастера. Словно фамильная драгоценность, топор бережно передавался от отца к сыну с наказом беречь его и заботиться об инструменте. Плотничий топор мог брать в руки только хозяин. Хранили его чаще всего под лавочкой, лезвием к стене, обухом наружу. Такой способ был выбран не зря: в целях безопасности, если кто-нибудь в поисках потерявшейся вещи засунет, не глядя, руку под лавку.

Основу топора — лезвие, предпочитали делать из вагонной стали. Она характеризуется особой прочностью, а ее остроту проверяли специальным методом. Для этого использовалась веточки от ели с сучками, по которой, еле надавливая, проводили сверху вниз. Застрявшее лезвие на топоре говорило о слабоватом качестве изделия. Встречались и мастера, которые предпочитали щелкнуть по инструменту и определить его качеств по звуку. Другие касались ногтя лезвием, и, если оно не соскальзывало с него, значит, все в порядке, топор хороший — можно брать.

Такими топорами искусные мастера не один век вырезали из дерева совершенно необыкновенной красоты предметы, которыми восхищались все — от мала до велика. И сложно было подумать, что без применения других плотницких инструментов можно сотворить такие необыкновенные узоры на дереве или так фигурно вырезать его отдельные элементы.

Для изготовления другой, не менее важной части топора — его ручки, в русских деревнях наиболее часто использовали березу. Деревья не менее толщиной 15 см брали с сенокосных полей или с их краев. Сначала дерево рубили на болванки приблизительно по метру длиной, после чего их складывали на чердак. Там они вялились в течение лета, а то и нескольких подряд. При необходимости в новом топорище мужик брал несколько болванок и складывал их на печь таким образом, чтобы они никому не мешали. И так они сохнуть могли неделю, месяц, или несколько, пока не придет время изготовить ручку для топора. После сушки на печи с обоих концов заготовок есть потрескавшиеся места, которые не жалея отпиливались. После этого лезвие насаживалось на ручку и топором можно было сразу пользоваться. Необходимую длину ручки каждый плотник отмерял себе сам: полметра, чуть больше, чуть меньше — кому как привычнее работать. Хорошее топорище — без сучка и задоринки, волокна вторят изгибу, такое изделие будет в исправном и рабочем состоянии не один год и даже десятилетие. Насаживают лезвие на топорище таким образом, чтобы лезвие ровно соотносилось с осью ручки.

Если работа ведется в коллективе, то каждый мастер должен всегда иметь свой топор. Он, словно продолжение руки, изготовлен под конкретного человека, и в старину, да и сейчас тоже, было не принято кому-то ему давать для работы. И так повелось не потому, что плотники — жадный народ, нет, просто работать чужим инструментом себе дороже. Этот труд довольно тяжел, а пот, стекающий с лица и попадающий на руки с чужим топором, может способствовать появлению мозолей и боли во всей руке. Она ведь у каждого человека уникальна, и изгиб топорища своего идеально подходит к ней.

Немало времени плотники уделяют своему рабочему инструменту, он у них всегда остер и отлично заточен. При необходимости подбивают топорище, чтобы плотно сидело и никакие неудобства не отвлекали от работы.

Строительство дома — процесс сложный и долговременный. Поэтому, чтобы не отвлекаться во время основных дел, хозяин заранее подготавливает необходимый инструментарий, материалы и точно просчитывает поочередность циклов. После основательной подготовки приступают к распилу древесного материала. Из бревен изготавливают доски и плашки. Из тонких бревнышек сооружают стерлюги, на которых и будет проводиться работа по распилу. Высоту подгоняют под рост работников, которые назначены заниматься деревом. Расстояние между стерлюгами должно быть меньше, чем размеры укладывающихся на них бревен. Для того чтобы поднять их кверху, используют так называемый покат или поток. Они помогут легко и быстро закатить бревна наверх и так же беспрепятственно спустить отработанный материал вниз.

Плотник без топора — что телега без колес-рубка чаши топором

Плотник без топора — что телега без колес-рубка паза топором


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ