Плотник без топора — что телега без колес!
Профессионализм русских плотников заключался не только в умении виртуозно обращаться с деревом, но и обходиться минимальным набором инструментов. Главенствующее место в нем занимал топор. О нем сложено немало пословиц и поговорок, говорящих об особом отношении к нему настоящего мастера. Словно фамильная драгоценность, топор бережно передавался от отца к сыну с наказом беречь его и заботиться об инструменте. Плотничий топор мог брать в руки только хозяин. Хранили его чаще всего под лавочкой, лезвием к стене, обухом наружу. Такой способ был выбран не зря: в целях безопасности, если кто-нибудь в поисках потерявшейся вещи засунет, не глядя, руку под лавку. Основу топора — лезвие, предпочитали делать из вагонной стали. Она характеризуется особой прочностью, а ее остроту проверяли специальным методом. Для этого использовалась веточки от ели с сучками, по которой, еле надавливая, проводили сверху вниз. Застрявшее лезвие на топоре говорило о слабоватом качестве изделия. Встречались и мастера, которые предпочитали щелкнуть по инструменту и определить его качеств по звуку. Другие касались ногтя лезвием, и, если оно не соскальзывало с него, значит, все в порядке, топор хороший — можно брать. Такими топорами искусные мастера не один век вырезали из дерева совершенно необыкновенной красоты предметы, которыми восхищались все — от мала до велика. И сложно было подумать, что без применения других плотницких инструментов можно сотворить такие необыкновенные узоры на дереве или так фигурно вырезать его отдельные элементы. Для изготовления другой, не менее важной части топора — его ручки, в русских деревнях наиболее часто использовали березу. Деревья не менее толщиной 15 см брали с сенокосных полей или с их краев. Сначала дерево рубили на болванки приблизительно по метру длиной, после чего их складывали на чердак. Там они вялились в течение лета, а то и нескольких подряд. При необходимости в новом топорище мужик брал несколько болванок и складывал их на печь таким образом, чтобы они никому не мешали. И так они сохнуть могли неделю, месяц, или несколько, пока не придет время изготовить ручку для топора. После сушки на печи с обоих концов заготовок есть потрескавшиеся места, которые не жалея отпиливались. После этого лезвие насаживалось на ручку и топором можно было сразу пользоваться. Необходимую длину ручки каждый плотник отмерял себе сам: полметра, чуть больше, чуть меньше — кому как привычнее работать. Хорошее топорище — без сучка и задоринки, волокна вторят изгибу, такое изделие будет в исправном и рабочем состоянии не один год и даже десятилетие. Насаживают лезвие на топорище таким образом, чтобы лезвие ровно соотносилось с осью ручки. Если работа ведется в коллективе, то каждый мастер должен всегда иметь свой топор. Он, словно продолжение руки, изготовлен под конкретного человека, и в старину, да и сейчас тоже, было не принято кому-то ему давать для работы. И так повелось не потому, что плотники — жадный народ, нет, просто работать чужим инструментом себе дороже. Этот труд довольно тяжел, а пот, стекающий с лица и попадающий на руки с чужим топором, может способствовать появлению мозолей и боли во всей руке. Она ведь у каждого человека уникальна, и изгиб топорища своего идеально подходит к ней. Немало времени плотники уделяют своему рабочему инструменту, он у них всегда остер и отлично заточен. При необходимости подбивают топорище, чтобы плотно сидело и никакие неудобства не отвлекали от работы. Строительство дома — процесс сложный и долговременный. Поэтому, чтобы не отвлекаться во время основных дел, хозяин заранее подготавливает необходимый инструментарий, материалы и точно просчитывает поочередность циклов. После основательной подготовки приступают к распилу древесного материала. Из бревен изготавливают доски и плашки. Из тонких бревнышек сооружают стерлюги, на которых и будет проводиться работа по распилу. Высоту подгоняют под рост работников, которые назначены заниматься деревом. Расстояние между стерлюгами должно быть меньше, чем размеры укладывающихся на них бревен. Для того чтобы поднять их кверху, используют так называемый покат или поток. Они помогут легко и быстро закатить бревна наверх и так же беспрепятственно спустить отработанный материал вниз. |