О столярах, плотниках и лошадях…
Яков Фомич Михалев из Мезени — один из немногих «тысячников». Так называли тех, кто за сезон мог заготовить более тысячи кубометров леса. При этом пользовались они простыми пилами — поперечными и луковыми, но результаты их труда мало ценились чиновниками. И такие Михалевы, можно сказать, тянули на себе несметные полчища нахлебников. При Петре I пилы завезли в Русь, но активно использовать ее стали только в XIX столетии. Примерно в это же время мастера стали подразделяться на столяров и плотников. Настоящие профи предпочитали рубить дерево топором, а не пилить его, хотя первый вариант более трудоемкий. Он предусматривал большую сохранность древесины в срубленном виде, так как происходит закрытие пор, и влага не проникает в нее. При пилении же волокна прерываются, а внутренне напряжение бревна более слабое. Хорошие мастера ценили дерево, относились к нему с уважением, всячески слушали его, обстукивали да приговаривали перед рубкой: «Сердцевина у хорошего бревна будто жирком смазана», «Острый топор и дуб рубит». Москвич Олег Ларин со слов одного из мезенцев описывает и другой способ заготовки деревьев: «С достаточно толстой ели сдирали кору и таким образом добивались загнивания корня. После его скисания ствол также со временем, лет через пять, начинает чахнуть и дерево валится без посторонней помощи. Этим в основном занимались так называемые моркотники, которые относились к лесу без уважения и благодарности». Лошади, которые всегда ценились людьми за их выносливость и трудоспособность, были первыми помощниками при заготовке леса. Для перевозки использовались санные поезда, с которыми путники отправлялись в путь, привозя с собой готовые хлысты. Добрые хозяева для стимулирования лошадей к работе предпочитали их хорошо кормить вместо того, чтобы постоянно подстегивать кнутом. Мезенские лошади ценились не только в своем крае, но и в других губерниях. А коновалов из этих же мест знала практически вся крестьянская Русь, из поколения в поколение отцы передавали сыновьям навыки ветеринарного мастерства. Любовь и благодарность людей к лошадям выражалась в многочисленных изображениях, висевших в избах на самых видных местах, вышивке, бытовых названиях. Например, коньком называется верхушка любой крыши деревенского дома. Да и как не любить этих славных животных, если без них на селе как без рук? Взрослая лошадь могла перевезти около четырех кубов леса, это примерно столько же, сколько выдерживает грузовой автомобиль. Русские люди считали, что коли есть добрый конь у хозяина, то и сам Господь присматривает за ним. И, хотя для того, чтобы загрузить поклажу, требовалась только человеческая сила, люди к тому времени использовали подручные средства. Для этого применялись так называемые покаты и веревки. При помощи мускульной силы многие мужики справлялись с этими задачами на «ура», причем встречались и такие силачи, что проделывали все это в одиночку. Так, вспоминают одного мезенского парня, который самостоятельно возвел храм Архангела Михаила, используя при этом метровые бревна. Его кулак равнялся пяти головам среднего человека, и лицезреть его могли многие прихожане, так как он вырезал его модель из дерева. Однако время оказалось безжалостно к экспонату, он сгнил, а сам храм сгорел. Впрочем, сохранились фотографии церкви. |