О дереве и времени заготовки леса
Главным кормильцем наравне с полем в стародавние времена выступал лес. Старинная пословица гласит: «Лесная сторона не только волка, а и мужика досыта накормит». Он служил источником пропитания, в его недрах добывалась пища: грибы, ягоды, ценные травы, дичь; сырье для шитья одежды: пушнина; заготовки для изготовления предметов быта. Отразилась благодарность предков к лесу и в словах: так, жители в Архангельской губернии ласково его называли «радой». Дерево — начало всего и бесконечное продолжение жизни. Самым доступным и повсеместно используемым материалом для строительства было дерево. Для наших предков оно было священным элементом, и даже вселенную они рисовали в своем воображении в его образе. Связывали с ним и дороги, придумывали пословицы: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился и теперь лежит», «Лежит брус на всю Русь, встанет — до неба достанет». Считалось, что деревья — это одушевленные существа, у которых следует просить помощи перед серьезными зачинами или благословения. Этнограф из Франции Жак Бросс в свое время писал: «В каждом уголке земного шара и у каждого народа есть своя легенда о праотце деревьев — великане, который удерживал Землю в вертикальном положении и был ее осью. Его задачей было объединение трех стихий, и макушкой оно упиралось в небо, а корнями крепко удерживалось в земле. Благодаря дереву-великану все живое на планете могло плодоносить, наслаждаться воздухом и питаться влагой, которое оно поглощало из почвы. Благодаря этому исполину люди познали огонь, когда он притянул к себе молнии, и могли собирать дождевую воду, когда он повелевал облакам пролиться на землю. Дерево-праотец дарило жизнь и поддерживало ее бесконечную эволюцию. Но не только легенды слагали пращуры, они верно подмечали и передавали из поколения в поколение явления, связанные с деревьями. Так, наиболее распространенным считалось поверье: если люди долго проживают под дубом или некоторым другими породами деревьев, то жизнь будет долгой и счастливой. Объясняли они это таким образом: обладая сильной энергетикой, дерево способно часть ее отдавать тем, кто находится продолжительное время рядом с ним. Священные деревья — особое отношение к редким экземплярам. Однако не все деревья шли в дело во время строительства. При возведении дома не использовались деревья с различными отклонениями. К ним относились, прежде всего, экземпляры, росшие на могилах, на месте разрушенных часовен или церквей. Также не срубали старые деревья и непомерно высокие по сравнению с остальными видами. А многие народы считали, что в старые деревья уходят души умерших людей. Примеров таких священных деревьев великое множество. Так, жители XIX века наблюдали в Ветлужских лесах березу, у которой было 18 раскидистых веток и 84 вершины. Рядом с Петербургом в Ильешах также стоит береза, в ствол которой врос камень. Основными признаками аномального развития деревьев считались: большое дупло, растроение или раздвоение ствола, его причудливая изогнутость в разные стороны, сплетенные необыкновенным образом корни. Также нередким явлением были иконы, в основном — Божьей Матери, которые находили на ветках или рядом с корневищем. При этом люди использовали эти отклонения для исцеления. В частности, болеющих детей проносили через раздвоение или растроение основания, которые называли «воротцами», приговаривая в это время: «Сосна, тебе на стояние, мне рабу Божию на здоровье». Другие обычаи касались запретов на сруб некоторых видов деревьев. Например, в Вологодской губернии считалось, что тот, кто срубит липу, обязательно заблудится. А осину люди просто прокляли, вследствие того, что «на ней удавился Иуда». В этой же области было запрещено рубить любые старые деревья. Объяснялось это тем, что дерево должно умереть естественным образом, вследствие потери жизненных сил и ветра, которое его повалит на землю, прервав, таким образом, связь корней с питающей основой. Человек же, ослушавшийся сего запрета, непременно плохо закончит свои дни. Его ждет либо сумасшествие, либо перелом конечностей, либо неожиданно быстрая кончина. В иных губерниях, коих в то время было немало, также считалось неправильным рубить деревья с наростом, так как в противном случае жильцы в будущем мучалиись бы колтунами. Еще не брали для строительства деревья с «детками» — растущими рядом маленькими деревцами. Распространялся запрет и на растения, растущие на границе государств, так как народ думал, будто «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». И будто там душой человека владеет нечистая сила. Деревья, которые вырастил человек, тоже на стройке не использовались. Благодаря сохранившимся поверьям и традициям, связанным с матушкой-природой и с деревьями, а также — рассказам о них, сегодня мы можем понять, как жили наши предки, что чувствовали и каков был их быт. Следует отметить, что в стародавние времена южные народы были более суеверными, чем северными. Об отношении к жизни и природе последних можно судить по присказкам и пословицам: «Бейся не бойся: без року смерти не будет», «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Честь на волоске висит, а потеряешь — так и канатом не привяжешь». Лингвистический анализ этих устоявшихся выражений показывает скорее ироническое отношение к судьбе, чем боязненное. |