+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Дома

Терема

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Резные наличники

Очень важно оформление наличников, на это всегда обращают внимание. Хотя наличник — это всего лишь доска, которая должна прикрывать щель над окном (кстати, в северных районах окно, независимо от формы переплёта, одностворчатое, причём ещё в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму вставлялась вторая рама, тоже без петель).

Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поразившие их своей красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получилось очень своеобразно.

Причём, если русские старались повторить в дереве каменные детали как можно ближе к оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то ёлочку, то шишечку, то человечка для местного колорита. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» — прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху.

А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто. Поскольку на Севере дома строили большие, то у них обычно бывал второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо — там и столбики кручёные (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решётка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон, чтобы это было видно с улицы. Верх зажиточности — это командовать своими работниками с балкона.

Во многих местностях Северо­-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет, приобретает медовый оттенок. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск — осиновый лемех на главках деревянных северных церквей в солнечный день издали можно принять за металл.

Для резьбы применяли и липу — она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог, только если что­то оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только на строительство, не на украшение: её древесина не гниёт, зато очень хрупка и легко колется, поэтому резные детали из неё не получаются.

Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска эта не должна иметь сучков и повреждений, иначе проживёт такое украшение недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все эти приёмы и хорошо наследуют традиции предков. Например, в селе Винницы Подпорожского района все знают дом плотника Радаева — мимо него равнодушно проехать невозможно. На вполне современной избе столько деревянных украшений, что она кажется сказочным теремом. Это своеобразная самореклама мастера и, надо сказать, весьма убедительная.

Но не только Радаев пропагандирует своим искусством старинную резьбу. В некоторых местностях, особенно в Вологодской области, где всегда была очень развита резьба, новые дома стали украшать старинными образцами, взятыми явно из книг. Традиции остаются с нами.

Моя победа Бессмертный полк


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле