Декор выпуска бревен
Самое верхнее бревно длинной стороны сруба служит опорой для «быков» (стропил) — оно значительно выступает за фасад. Также и нижние несколько брёвен под ним. Они усиливают опору. Это — перепуск или консоль по-современному. Его художественно оформляют. Фигурно вытесанные концы верхних брёвен называют усами. На консоль опирается карниз крыши со стороны фасада с улицы. Чем выше дом, тем длиннее делают консоль и, соответственно, больше вылет карниза. Так он лучше защищает стену от намокания.
Консольные выпуски одного-двух верхних венцов, поддерживающих свесы крыши жилого дома со стороны торцевого фасада, украшали элементами плоской резьбы – насечками, зарубками, елочкой и т.д. Подобные объемно-пластические решения подчеркивали конструктивный смысл элемента, хорошо читались на фоне теней, они визуально придают лёгкость и изящество крыше.
Среди основных конструкций строители всегда выделяли столб. Самый популярный мотив — столб с короткими парными подкосами, которые делались прямыми или изогнутыми. Иногда консоль отдаленно напоминает образ коня, поддерживающий выносы крыши. На выносах-кронштейнах указывалась дата постройки или инициалы хозяина дома.
Как известно, тип ансамблевой композиции обладает несравненно большими возможностями в решении проблем эстетического преобразования среды. Видимо, декор — домовая резьба — зародился как ответ на человеческую потребность в преображении среды и самого архитектурного объекта. Способы декорирования в деревянном зодчестве находят свое выражение в построении пластики конструктивно-декоративных деталей, в разработке наиболее выразительных рисунков света и тени, в сочетании обработок бревна, в создании и подчеркивании богатства фактур, текстур, рельефов. То есть декорирование — это формирование эстетических качеств, оптимального внешнего вида объекта, его композиционно-образной характеристики и логики его красоты. Декор предвосхищает в себе акт восприятия, которым завершается сооружение. В этой связи архитектурные объекты не были только основанием для домовой резьбы, так же как резьба не была «довеском» к архитектурным формам или их поверхностным украшением. Путь к синтезу всегда лежит через построение объемно-пространственного ансамбля. Вероятно, становление и развитие домовой резьбы можно еще объяснить живым родством эстетической потребности человека и формы ее реализации. Резной декор в совокупности с пластикой стены является зримым диалогом плотника-резчика и представителей социума. Резьба по-своему озвучивает этот диалог, она ведет мелодический рисунок объемной и рельефной моделировки. Он естественно и органично развертывает свое содержание в архитектурном ансамбле.
Скульптурно-рельефные элементы резьбы — это дети своей матери, а мать их — деревянная архитектура. На фасад, на передний план, на «сцену» своего рода она выводит резной узор-убор. Его образы строятся на различных ритмах, на симметрии, асимметрии, контрасте и пересечениях разного рода линий, плоскостей, фактур, рельефов, скульптурных и ажурных деталей.
С помощью всех этих средств мастера-резчики сообщали, как нужно смотреть и слушать музыку декора. Одним словом, разнообразие декоративных средств пространства и объема способствует сглаживанию «жесткости» архитектуры, тем самым выстраивает неизменное ощущение равновесия и красоты.
Опоэтизированное художественное понимание мира и себя в нем осмысляется и отражается в картине-экспозиции конструктивного и декоративного начал в архитектуре. Причина этому — необходимость создать удобное жилье и среду жизнедеятельности. Следствие — ликование, которое охватывает человека при созерцании умного, точного и безупречного творчества.
Декор северных домов конструктивно выверен, строг и лаконичен по своей орнаментике, рационально найден по месту своего расположения. Он воспроизводит ассоциативные образы и очень древние символы.
Умение составить сложные композиции из простых элементов — это и было подлинным мастерством. Простые элементы орнамента, с одной стороны, легче выполнялись, а с другой — Они были и есть отражение очень древних орнаментальных мотивов в русской культуре. Эти мотивы строятся на ассоциативных образах. Здесь на Севере их бережно сохраняли и совершенствовали. это касается северного ткачества, вышивки, росписи и резьбы по дереву. Так в народном искусстве, как и в народной музыке, не отдельный художник, а время обрабатывает мотивы и приводит их в одно стройное целое.
Множество декоративных деталей можно видеть на балконах и галереях, которые могли иметь навесы и назывались крытыми, либо наоборот открытыми, т. е. без навеса. Сам балкон или галерея придают значительные пластические качества фасадам. Они являются главными элементами в их декоративном оформлении и выделяются своими размерами и художественной обработкой несущих и ограждающих конструкций. Форму и украшения их выполняли с большим вкусом и мастерством. Декором служили резные подзоры, ажурные подкрылки, легкие ветренницы с пропильным орнаментом, точеные балясины и колонки с элементами самых разнообразных конфигураций: шар, овал, груша, с чередующимися жгутиками, валиками, полочками и т.п.
Как природный строительный и отделочный материал дерево обладает богатыми декоративно-конструктивными возможностями. Этот материал стимулирует создание декора, а его эстетические качества предоставляют широкую основу для формирования выразительного облика деревянных построек в неразрывном единстве с природным окружением.
Целостность и законченность форм, мягкая пластичность линий декора делали его подлинно уместным как на столбике крыльца, так и в обрамлении окна или окаймлении крыши. При этом плотники-резчики органично и в полной мере использовали свойства самой древесины: природный рисунок, ее слоистость, расположение волокон, цвет. Они создают впечатление, что движение резного орнамента следует за направлением волокон древесины, тем самым подчеркивая ее природный характер. Даже некоторые сучки на ровной поверхности становились ее украшением. Резной рельеф или ажур акцентирует внимание на более существенных и более важных частях и конструктивных узлах сооружения.
Как известно, северный плотник никогда не разделял два основных начала — функциональное и художественное. его творческой фантазией Они расценивались как равные, одинаково необходимые, а поэтому создавались усердно, с особым тщанием. Соблюдение меры, обобщенность и лаконизм декора в северном деревянном зодчестве заключают в себе глубокие первоосновы здорового художественного труда, глубокую связь материального и духовного.
Источник: Н. Пиликина
Деревянное зодчество Севера