Каждый, кто когда-то жил в собственном бревенчатом доме, при первой возможности стремится создать для себя и своей семьи аналогичные условия. Любовь к деревянному дому передается от родителей к детям. Идеальный дом видится им сложенным из светлых, источающих смолистый аромат бревен, декорированным изнутри и снаружи точеными и узорчатыми деревянными украшениями.
Деревянные узоры на русских избах - как символ морозной зимы, как застывшая музыка, как песня о любви к дому. Без белых кружевных наличников и ставен, без узорного оформления карнизов, крылечек и калиток дом на Руси – не дом. Соседи соревновались – у кого деревянные кружева лучше, затейливее. Резные деревянные украшения не только радовали глаз, но и оберегали хозяев от злых сил, по крайней мере, в это свято верили и простодушные крестьяне, и городские жители.
«Хотя у русских все орудия состоят в одних топорах, но ни один архитектор не сделает лучше, чем они делают... Нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо сделано, что нечего похулить», - писал более четырехсот лет назад французский путешественник Жан Саваж из Дьеппа. Мы и сами чуть что вспоминаем и хвалимся, что предки наши рубили не только большущие дома без единого гвоздя, а и целые многолуковичные храмы возводили. Действительно, когда-то благородные русичи Алексы да Порфирии считали ниже своего достоинства использовать на стройке железную фасонину. Только ремесленники низкой квалификации вбивали гвоздь в доску, а настоящий мастер даже шерстяные валенки – «катаньки» «подшивал» деревянными гвоздиками. Деревня, дерево, деревянный – слова исконно русские, красивые, добрые, так что сам Бог нам велел быть в этом деле доками!
Да, было время, когда денег на красоту россиянин не жалел совсем. Исторические документы, порядные грамоты рассказывают, что затраты на украшение дома иногда равнялись 40% от стоимости всех строительных работ. Отделка дома из-за большого объема украшений иногда длилась несколько месяцев кряду. К примеру, одну только лобовую доску в Поволжье мастер мог резать целый месяц. Зато и слава о мастерах шла далеко. Так по всей Руси славились своим мастерством резчики с Ярославщины, с реки Сить - сицкари. Подряжались они на работу иногда за тысячи верст от своего дома, работали и в Сибири. А деревянный теремной дворец государя Алексея Михайловича Тишайшего в Коломенском (XYII век), срубленный плотниками с Поважья и из Устьян, все очевидцы называли не иначе как восьмым чудом света.
Однако, еще и сегодня можем мы убедиться в справедливости слов искусствоведов и историков, ибо дошли до наших дней материальные свидетельства высокого российского градостроительного искусства - шедевры деревянного зодчества. Находятся они в музеях под открытым небом в Малых Корелах под Архангельском, на острове Кижи в Карелии, на улицах Вологды, у стен Ипатьевского монастыря в Костроме, в Нижнем Новгороде и еще кое-где. И разве не в диковинку увидеть сегодня дом «о двух жирах» (двухэтажный - авт.), принадлежавший когда-то зажиточному карельскому крестьянину? Сейчас такой стоил бы европейскому застройщику по крайней мере 1,5 миллиона долларов! А ведь в нем жила, в общем-то, обыкновенная семья, каких было множество в нашей огромной империи.