+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Дача Левенсона-архитектор Шехтель

Дача Левенсона-архитектор Шехтель

Деревянная дача Левенсона — частично двухэтажное, частично одноэтажное здание свободно расположена в центре относительно небольшого участка. Её проект, созданный в первый год двадцатого столетия, одновременно с деревянными павильонами, спроектированными Шехтелем для Русского отдела на международной выставке в Глазго, непосредственно предшествует проекту Ярославского вокзала. Это миниатюрное сооружение является своеобразной вариацией проектов обоих сооружений, а все они образуют в совокупности объединённую общей идеей группу гражданских построек в неорусском стиле —национально-романтической ветви модерна.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №1

Подобно всем особнякам и загородным домам, спроектированным Шехтелем, дача Левенсона состоит из разнохарактерных, гармонично сочетающихся по форме и высоте объёмов. В совокупности они образуют многоликое в своём разнообразии целое. Сравнительно низкие боковые объёмы (слева расположена одноэтажная входная часть и хозяйственная терраса, справа — парадная терраса-зал) примыкают к центральным двухэтажным объёмам, образующим ядро композиции главного фасада, точнее фасада, обращённого в сторону входа на дачный участок. Левый из центральных двухэтажных объёмов представляет собой увенчанную высоким четырёхгранным шатром башню, острие её шатра завершает вырезанная из жести сказочная птица сирин. Справа к башнеобразному строению примыкает значительно более широкий объём с трёхчастным окном, завершающийся высокой кровлей-палаткой. Она скрывает помещения второго этажа.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №2

Одно из них выходит на фасад трёхчастным килевидным окном с высокой центральной частью, расположенным на одной оси с окном первого этажа. Более низкий — крайний правый объём — перекрыт высокой крутой двускатной кровлей, которая увенчивает освещаемую сплошным рядом окон, выходящих на три фасада (главный, задний и боковой) террасу. На правом боковом торцовом фасаде в поле фронтона расположено ещё одно окошко второго этажа.

Композиция заднего фасада отчасти повторяет композицию главного. Здесь, со стороны сада, рас-положена одноэтажная входная часть на террасу. Справа к ней примыкает двухэтажная часть с двумя окнами в первом и сдвоенным окном во втором этаже, за которым следует одноэтажная часть, завершающаяся справа ещё одной одноэтажной террасой, как уже отмечалось, хозяйственного назначения.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №3

Особенную нарядность облику дачи Левенсона придаёт выполненная по эскизам Шехтеля много-цветная роспись. Она украшает наличники окон, а именно — развитую поверхность навершия наличника башни главного фасада, полочку и подоконную часть наличника трёхчастного окна на том же фасаде и полочки, составляющие основное украшение наличников окон первого этажа на заднем фасаде.

Наиболее выразительны интерьеры первого этажа: главный зал с камином, выходящий в сторону главного фасада трёхчастным окном, и светлое, просторное, пронизанное воздухом и светом, окаймленное с трёх сторон сплошной лентой окон пространство зала-террасы. У входной части, со стороны главного фасада, расположена деревянная лестница с перилами-балясинами, ведущая в помещения второго этажа.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №4

Ко времени постройки этого дома Ф.Шехтель, пережив «готический» период модерна, пытался создать обновленный русский стиль на основе древнерусских архитектурных форм. В 1901 году для Международной выставке в Глазго архитектор спроектировал несколько павильонов в стиле русских теремков, подобных даче Левенсона. Кстати, после выставки англичане четыре года не разбирали эти временные павильоны, вели переговоры об их приобретении, но не удалось договориться.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №5

Состоит терем из разновеликих объёмов, самый высокий из которых подобен башне с высоким четырёхгранным шатром

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №6

Кстати, это единственный двухэтажный по фасаду объём постройки, все остальные помещения второго этажа скрыты в мансардах. Венчает башню изображение птицы-сирина (в описании объекта охраны памятника он назван флюгером; не знаю, сохранён ли этот функционал в наши дни).

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №7

Несомненным украшением рубленого бревенчатого дома служат расписные наличники. Вот на окне первого этажа двухэтажного объема изображены павлины.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №8

Как характерный признак модерна, оконные проёмы теремка имеют разную форму и размеры. Вот окна гостиной с камином. Здесь заслуживают внимания и многоцветная роспись с кругами-солнцеворотами, и вертикальные стойки со ступенчатыми наплывами, и своеобразный рисунок рам с частой расстекловкой вверху.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №9

А прямо над этой красотой располагаются три окна мансарды, подчеркнутые конструктивно объединяющим их наличником и цветом.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №10

Далее к гостиной примыкает веранда:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №11

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №12

За счет декора веранды дача Левенсона с бокового фасада смотрится как совсем другой домик. Обратите внимание: крыша веранды представляет собой не единое целое, а два совершенно разных по форме и величине объёма.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №13

Веранда имеет уютный выход в парк, на сторону, противоположную главному фасаду:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №14

На этом парковом фасаде оконные наличники остальных помещений сначала повторяют рисунком наличники главного фасада:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №15

…а потом имеют роспись попроще:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №16

Комната второго этажа со стороны парка имеет вот такое сдвоенное окно с большим расписным подоконным наличником.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №17

Также на парковом фасаде интересно оформление вытяжных труб вентиляции и чердачного окна.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №18

Окна с наличниками попроще продолжаются далее, на боковом левом фасаде, где расположено ещё вот такое вспомогательное крыльцо, похоже, оно выполняло служебную функцию.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №19

А далее мы выходим к главному фасаду, где расположен главный вход в дом вот с таким просторным крыльцом-террасой:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №20

Мы обошли дом вокруг, рассмотрели его наружный декор и теперь входим внутрь. Тут надо сказать, что после революции дом был национализирован и превращен в коммуналку, где до 1980-х годов проживало с десяток семей. В середине 1990-х на даче Левенсона была произведена реставрация, после чего она уже не использовалась под жильё. Вроде как одно время здесь была резиденция посла Сирии, но лично могу засвидетельствовать, что вплоть до осени 2018 года попасть сюда было невозможно: ворота заперты, людей не видно, не то что внутрь — на территорию было не заглянуть; приходилось рассматривать теремок с крыльца соседнего Дома культуры и в прыжках над забором. Понятно, что при такой истории ничего из внутреннего убранства здания не сохранилось, почти все, что мы увидим внутри – восстановлено или реконструировано. Во входном фойе нас встречает вот такой потолок (светильник мысленно вычеркиваем).

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №21

Двухэтажный объём строения скрывает внутри себя лестницу, ведущую под самую крышу. Лестницы – это конёк Шефтеля, его любовь и муза, непременный элемент почти всех его проектов. Архитектор и здесь остался верен себе: даже в дачной постройке он создаёт не просто лестницу, а акцентирует вход на неё двумя утрированно утолщёнными столбами.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №22

Лестничный холл на первом этаже обшит вот такими стеновыми панелями.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №23

А сама лестница — узкая и очень крутая.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №24

Мы же пока не будем подниматься выше, а пройдем далее, в просторную гостиную или столовую.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №25

В гостиной сразу привлекает внимание печь-камин, сохранившаяся со времен постройки дачи. Она облицована так называемой абрамцевской плиткой, получившей название по экспериментальной гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево. Там был разработан способ изготовления керамики с глазурью, в которой таинственно переливались и мерцали оттенки драгоценных металлов — золота, серебра, меди и платины. Впоследствии производство было перенесено в Москву и расширено до объёмов завода, но название осталось.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №26

Подобную абрамцевскую плитку мы можем встретить в Москве как элемент украшения фасадов некоторых зданий, а на даче Левенсона для камина использована не только плоская плитка, но и фигурная объёмная керамика этого же производства.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №27

В следующем кадре помимо плитки хорошо видна резьба на рёбрах потолочных балок:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №28

Раз уж подняли взор на потолок, давайте его рассмотрим. В гостиной он деревянный, по его периметру устроены кессоны с резными розетками и резным растительным узором на рёбрах балок, образующих кессоны.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №29

Центральная же часть потолка оставлена ровной, без балок и углублений. Декор здесь образует разное направление рисунка дерева и резной плафон под центральный светильник.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №30

Полы в гостиной, как и во всем доме, не сохранились; сейчас здесь присутствует паркет с простым рисунком. Стены в нижней части оформлены вертикально вытянутыми деревянными резными панелями, а в верхней — затянуты малиновой тканью.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №31

Из гостиной широкие распашные двери ведут на веранду, ещё одно просторное помещение дачи.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №32

Потолок подшит деревом, украшением служат поперечные плоские балки с резным орнаментом.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №33

Здесь, как и во всем доме, восстановлены не только рамы, но и фурнитура окон.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №34

Таким образом, мы прошли вдоль всего лицевого, главного фасада дачи. С веранды вот через эту дверь можно выйти в парк, окружающий дом, но уже с обратной стороны дачи.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №35

Из гостиной же другая дверь ведёт в комнаты, расположенные вдоль паркового фасада дачи. Скорее всего, это были более приватные помещения: спальни, детские, кабинеты. Не знаю, как они выглядели первоначально по замыслу архитектора, но их нынешний вид как-то не очень соответствует величайшему мастерству и тонкому вкусу Ф. Шехтеля. Возможно, причина в исполнении. Как бы то ни было, показываю то, что есть на данный момент на даче Левенсона. Первая комната — проходная, об одном окне, из неё двери ведут в комнаты направо и налево.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №36

Декор её в зеленоватых тонах, ненавязчивый, лёгкий, похоже на женскую гостиную или детскую. Гладкая поверхность стены оформлена рамкой с виньетками по углам.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №37

Гораздо интереснее здесь потолок. Вот его общий вид:

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №38

Переход от стен к потолку оформлен профильным карнизом, в котором пропущена узкая полоса лепного декора с полихромной росписью. По периметру потолка идет полоса расписного орнамента с характерным для модерна рисунком, а углы подчеркнуты секторами с изображениями букетов.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №39

Плафон для центрального потолочного светильника образуют два скрещенных рога изобилия, из которых извергаются плоды, переходящие в гирлянды цветов.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №40

Ещё в этом помещении хорошо получилась на снимке дверь: обратите внимание на свойственный модерну рисунок дверного полотна и на то, что конфигурация рам дверных перекликается с оконными рамами.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №41

Эта дверь ведёт нас направо, в дальнюю, угловую комнату, всеми окнами выходящую в парк.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №42

Это помещение тоже решено как спальня или детская. По периметру потолка проходит карниз с подкрашенными профилями, по краю потолка – лёгкий орнамент с цветами в углах.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №43

Поверхность стены оформлена так же, как в предыдущей комнате, но только в иной цветовой гамме, голубовато-фиолетовой.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №44

Потолочный плафон под центральный светильник состоит из лепной розетки и расписного цветочного венка-гирлянды.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №45

Из предыдущей зеленой комнаты можно пойти налево, там через узкий коридор видны следующие помещения, располагающиеся вдоль паркового фасада дачи.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №46

Сейчас вдоль коридора в центральной части здания находятся служебные и вспомогательные помещения, а в конце коридора мы выходим в просторную угловую комнату, в которой имеется вот таким образом восстановленная печь.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №47

Облицована она современной плиткой, но, правда, несколько перекликающейся с абрамцевской. Деревянный потолок украшают поперечные, редко расставленные балки с резным рельефным орнаментом по ребру.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №48

В другом внутреннем помещении рисунок потолка образован перекрещивающимися балками.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №49

По рёбрам балки потолка украшены неглубокой резьбой с монохромной росписью, а у стен они опираются на консоли с рельефной резьбой.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №50

Мы обошли все помещения первого этажа, пришла пора подняться по деревянной лестнице, которую мы видели в самом начале. К сожалению, на втором этаже декор помещений не восстановлен даже частично. Здесь мы видим изнутри мансардную комнату с тремя окнами, объединенными снаружи красным фигурным наличником.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №50

Когда мы рассматривали дом снаружи, я обращала ваше внимание, что почти все помещения второго этажа убраны под крышу как мансарды. Это влечет вот такое усечение привычного нам пространства.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №52

При виде этой комнаты вообще вспоминаешь рисунки Эшера.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №53

А вот этим снимком коридора второго этажа хочу показать, как своеобразно подходил архитектор к планировке помещений: смело срезал углы, не боялся нестандартно узких коридоров, до сантиметра выверял и использовал пространство. К тому же это дача, тут можно расслабиться и отдохнуть от привычных условностей буден.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №54

Вот ещё милая мелочь, не знаю, придуманная архитектором или реставраторами: глухое внутреннее окно с зеркальным стеклом.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №55

Вот и всё, что удалось увидеть и запечатлеть в этом сказочном теремке, созданном светлым гением Франца-Альберта Шехтеля.

Дача Левенсона-архитектор Шехтель №56

Источник: https://trymoscow.ru/dacha-levensona/


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле