Бревенчатый Иерусалим Святой Руси
Игорь Грабарь.
"Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм - словом, все архитектурные добродетели - встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа."
Ополовникова Елена Александровна.
"«Избяной литургией» назвал образный строй старорусской деревни Сергей Есенин. Если же принять во внимание, что литургия в переводе с греческого означает общее дело, а в церковной жизни — общую молитву, то старинные русские избы, стилистически взаимосвязанные, оживут перед нами «мирообъемлющей соборностью» (кн. Евг. Трубецкой) одухотворённых построек, ведомых в пространстве житейского моря призывным крестом храма или часовни. Поэту Николаю Клюеву виделся в этой картине «народный Иерусалим»..."
"«Бревенчатым Иерусалимом» назвали мы небесно-земную область нашей отечественной культуры, которой нигде в мире нет аналогов — древнерусское деревянное зодчество. Воскрешение его неискаженных «благолепными» перестройками и деформациями русского сознания образов представляется нам если и не ведущим, то одним из основных факторов, предопределяющих достойное состояние нашей отечественной культуры — неотъемлемой части общемировой благодатной энергии."
Петр Кугай.
"Внимая звучащему в родной природе Божественному откровению, русский человек в унисон ему обустраивал свою землю (по словам исследователя древнерусской деревянной архитектуры Ю.С. Ушакова – сама природа была учителем русских зодчих). Возводя шедевры, каковыми были каждое отдельное строение (не только церкви и часовни, но и всякая изба и хозяйственная постройка), целые селения и группы селений в духе красоты и гармонии богозданной природы, не разрушая естественную среду, но вписывая их в нее, создавая целостные архитектурно-природные ансамбли, он тем самым откликался на Божественное слово, запечатленное в природном ландшафте, облекая молитвенный свой ответ Богу в архитектурные формы."