Архитектурные принципы неорусского стиляПожалуй, единственным теоретическим трудом, отражающим кредо архитектора Федора Шехтеля, который своими постройками вписал Россию в историю мировой архитектуры, является неопубликованная книга 1918 года и её укороченная версия 1919 года, представляющая собой конспект лекции «Сказка о трёх сёстрах: живописи, архитектуре, скульптуре». Лекция была впервые прочитана Шехтелем в архитектурном отделе Первых свободных государственных художественных мастерских. Главные темы, волнующие Шехтеля в архитектуре, отражены в этом тексте. Во-первых, синтез искусств – взаимосвязь архитектуры с изобразительными и прикладными искусствами. Во-вторых, организация пространства и объёма. В-третьих, Шехтеля волнует проблема взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, функции здания и архитектурной композиции. Приведём несколько цитат из неопубликованной книги Шехтеля, т.е. из расширенной версии его «Сказки…» (цит. по: Кириченко Е.И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. М.: Прогресс-Традиция, 2011): – Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трёх сёстрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в не меньшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной). – Так же как и в живописи форма и цвет составляют возглавляющий канон, неизбежный при всех направлениях и уклонениях, – архитектура тоже не может обойтись без этих краеугольных стимулов… Каждое архитектурное сооружение в своей основе имеет главную задачу – ограждение стенами известного пространственного помещения… Каждое данное помещение или совокупность многих таковых – должно отвечать прямому назначению здания, причём внутреннее содержание и смысл того назначения должны очевидным образом выражаться и отпечатываться на внешнем и внутреннем облике сооружения. Верное получение впечатления пространственности помещений обуславливается формою и цветом ограничивающих его плоскостей. – Главная же задача красочной живописи и панно какого бы то ни было содержания – в повышении художественного значения сооружения в соответствии с его назначением. Это взаимоотношение между архитектурою, живописью и скульптурою в своей совокупности должно ввести зрителя в то настроение, которое отвечает назначению здания. Всё это указывает на то, что архитектура, живопись и скульптура должны идти рука об руку в дружной совместной работе, конечно, в этом содружестве имеются в виду в той же степени и художники по мебели, бронзе, керамике, живописи по стеклу и по остальным отраслям прикладного искусства. – Переходя к современности, следует указать, что наши русские живописцы и скульпторы близко стоят к архитектуре. Мы знаем, что даже многие живописцы неоднократно проявляли сами любовь к архитектуре и часто выступали в качестве талантливых зодчих. Касаясь лишь тех живописцев, которые уже, к сожалению, закончили свою деятельность земную, можно упомянуть о Врубеле и Борисове-Мусатове. В особенности Врубель неутомимо пользовался стенами для своего творчества... – Архитектура как искусство воплощает в себе духовный мир всех эпох, и проникновенный зодчий, претворивший в своём произведении переживаемую им эпоху…, завещает этот подлинный документ грядущим векам. – Формам здания, как наружным, так и внутренним, должна быть придана тектоническая обусловленность, то есть стены, пилоны и колонны, как ответственные опоры, должны с убедительной лёгкостью нести все усилия, возложенные на них. – Мысля пространственно – зодчий даёт помещениям и целым их сюитам впечатление простора, прибегая, где нужно, к перемещению угла зрения зрителя… получив хорошие массы нужно остерегаться перегрузки их плоскостей излишними расчленениями, деталями, а тем более ложными декорациями. – Во всём должна быть установлена крайняя экономия в украшениях и деталях. Нужно щадить девственность чистой плоскости стены и рассматривать их всегда в общем комплексе всей кубичности сооружения. Вообще же желательно, чтобы зодчий был отчасти и скульптором и, где возможно, делал бы предварительно модели своих творений, т.е. изображал бы их в трёх измерениях. – Искусство всё своё значение приобретает, когда оно доступно и понятно всему населению. Тогда оно может проявить всю свою могущественную силу: оно поднимет вкус к изящному и прекрасному, облагородит душу, разбудит и разовьёт более высокие потребности духа и поднимет жизнь на более высокую ступень развития. Теперь, когда наш быт стал уж очень элементарным, нужно поддержать тонус жизни, который с каждым днём падает и духовно мельчает… – Любовь всё побеждает. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни. В этой статье особо хотелось бы рассмотреть архитектурный тип пространственной организации, которую разработал Федор Шехтель в своих проектах. Сравнение графем пяти московских особняков, рассматриваемых в хронологическом порядке от первого (Зинаиды Морозовой) до последнего (на Б. Садовой), делает наглядным процесс постепенного перерождения пространственной схемы, характерной для архитектуры классицизма в новую, центрическую. Композиционное решение особняка З.Г. Морозовой (1893 г.) «…фиксирует момент перехода от системы пространственного мышления, свойственного 19 веку к иной - присущей веку 20-му». Разветвлённый объём особняка включает и новую, центрическую систему пространственных построений вокруг ядра композиции, и классическую – симметрично осевую схему расположения группы жилых помещений (Рис. 5а). Графема - дерево сценария восприятия пространства особняка Морозовой начинается в эпицентре композиции и разветвляется на два рукава. Парадные, жилые, деловые и служебные помещения объединены в изолированные друг от друга группы. В собственном доме в Ермолаевском переулке, построенном Шехтелем через 3 года после особняка З.Г. Морозовой, парадные помещения первого этажа и жилые помещения второго этажа, повинуясь центрическому объёмно-пространственному принципу, расположены вокруг лестничного холла, представляющего ядро композиции, и связаны между собой живописным маршрутом кругового движения (Рис. 5b). Аналогично развивается пространственная структура особняков Рябушинского, Дерожинской и собственного дома Шехтеля на Б. Садовой. Графемы их пространственных маршрутов представляют собой завиток, передающий идею динамичного кружения вокруг композиционного центра. Новая свободная планировка и асимметрия в структуре дома «…говорит о неприятии линейной симметрично-осевой организации архитектурного организма и о предпочтении организации пространства относительно центрального ядра сооружения» Кириченко Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля // Архитектурное наследство. - № 34. – М.: Стройиздат, 1986. – С.246-254. |