+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23
Архитектурные книги и проекты
Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...
Моя победа

Архитектурные принципы неорусского стиля

Пожалуй, единственным теоретическим трудом, отражающим кредо архитектора Федора Шехтеля, который своими постройками вписал Россию в историю мировой архитектуры, является неопубликованная книга 1918 года и её укороченная версия 1919 года, представляющая собой конспект лекции «Сказка о трёх сёстрах: живописи, архитектуре, скульптуре». Лекция была впервые прочитана Шехтелем в архитектурном отделе Первых свободных государственных художественных мастерских.

Главные темы, волнующие Шехтеля в архитектуре, отражены в этом тексте. Во-первых, синтез искусств – взаимосвязь архитектуры с изобразительными и прикладными искусствами. Во-вторых, организация пространства и объёма. В-третьих, Шехтеля волнует проблема взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, функции здания и архитектурной композиции.

Приведём несколько цитат из неопубликованной книги Шехтеля, т.е. из расширенной версии его «Сказки…» (цит. по: Кириченко Е.И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. М.: Прогресс-Традиция, 2011):

– Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трёх сёстрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в не меньшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной).

– Так же как и в живописи форма и цвет составляют возглавляющий канон, неизбежный при всех направлениях и уклонениях, – архитектура тоже не может обойтись без этих краеугольных стимулов… Каждое архитектурное сооружение в своей основе имеет главную задачу – ограждение стенами известного пространственного помещения… Каждое данное помещение или совокупность многих таковых – должно отвечать прямому назначению здания, причём внутреннее содержание и смысл того назначения должны очевидным образом выражаться и отпечатываться на внешнем и внутреннем облике сооружения. Верное получение впечатления пространственности помещений обуславливается формою и цветом ограничивающих его плоскостей.

– Главная же задача красочной живописи и панно какого бы то ни было содержания – в повышении художественного значения сооружения в соответствии с его назначением. Это взаимоотношение между архитектурою, живописью и скульптурою в своей совокупности должно ввести зрителя в то настроение, которое отвечает назначению здания. Всё это указывает на то, что архитектура, живопись и скульптура должны идти рука об руку в дружной совместной работе, конечно, в этом содружестве имеются в виду в той же степени и художники по мебели, бронзе, керамике, живописи по стеклу и по остальным отраслям прикладного искусства.

– Переходя к современности, следует указать, что наши русские живописцы и скульпторы близко стоят к архитектуре. Мы знаем, что даже многие живописцы неоднократно проявляли сами любовь к архитектуре и часто выступали в качестве талантливых зодчих. Касаясь лишь тех живописцев, которые уже, к сожалению, закончили свою деятельность земную, можно упомянуть о Врубеле и Борисове-Мусатове. В особенности Врубель неутомимо пользовался стенами для своего творчества...

– Архитектура как искусство воплощает в себе духовный мир всех эпох, и проникновенный зодчий, претворивший в своём произведении переживаемую им эпоху…, завещает этот подлинный документ грядущим векам.

– Формам здания, как наружным, так и внутренним, должна быть придана тектоническая обусловленность, то есть стены, пилоны и колонны, как ответственные опоры, должны с убедительной лёгкостью нести все усилия, возложенные на них. – Мысля пространственно – зодчий даёт помещениям и целым их сюитам впечатление простора, прибегая, где нужно, к перемещению угла зрения зрителя… получив хорошие массы нужно остерегаться перегрузки их плоскостей излишними расчленениями, деталями, а тем более ложными декорациями.

– Во всём должна быть установлена крайняя экономия в украшениях и деталях. Нужно щадить девственность чистой плоскости стены и рассматривать их всегда в общем комплексе всей кубичности сооружения. Вообще же желательно, чтобы зодчий был отчасти и скульптором и, где возможно, делал бы предварительно модели своих творений, т.е. изображал бы их в трёх измерениях.

– Искусство всё своё значение приобретает, когда оно доступно и понятно всему населению. Тогда оно может проявить всю свою могущественную силу: оно поднимет вкус к изящному и прекрасному, облагородит душу, разбудит и разовьёт более высокие потребности духа и поднимет жизнь на более высокую ступень развития. Теперь, когда наш быт стал уж очень элементарным, нужно поддержать тонус жизни, который с каждым днём падает и духовно мельчает…

– Любовь всё побеждает. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни.

В этой статье особо хотелось бы рассмотреть архитектурный тип пространственной организации, которую разработал Федор Шехтель в своих проектах.

Сравнение графем пяти московских особняков, рассматриваемых в хронологическом порядке от первого (Зинаиды Морозовой) до последнего (на Б. Садовой), делает наглядным процесс постепенного перерождения пространственной схемы, характерной для архитектуры классицизма в новую, центрическую. Композиционное решение особняка З.Г. Морозовой (1893 г.) «…фиксирует момент перехода от системы пространственного мышления, свойственного 19 веку к иной - присущей веку 20-му».

Разветвлённый объём особняка включает и новую, центрическую систему пространственных построений вокруг ядра композиции, и классическую – симметрично осевую схему расположения группы жилых помещений (Рис. 5а). Графема - дерево сценария восприятия пространства особняка Морозовой начинается в эпицентре композиции и разветвляется на два рукава. Парадные, жилые, деловые и служебные помещения объединены в изолированные друг от друга группы.

В собственном доме в Ермолаевском переулке, построенном Шехтелем через 3 года после особняка З.Г. Морозовой, парадные помещения первого этажа и жилые помещения второго этажа, повинуясь центрическому объёмно-пространственному принципу, расположены вокруг лестничного холла, представляющего ядро композиции, и связаны между собой живописным маршрутом кругового движения (Рис. 5b).

Аналогично развивается пространственная структура особняков Рябушинского, Дерожинской и собственного дома Шехтеля на Б. Садовой. Графемы их пространственных маршрутов представляют собой завиток, передающий идею динамичного кружения вокруг композиционного центра. Новая свободная планировка и асимметрия в структуре дома «…говорит о неприятии линейной симметрично-осевой организации архитектурного организма и о предпочтении организации пространства относительно центрального ядра сооружения»

Кириченко Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля // Архитектурное наследство. - № 34. – М.: Стройиздат, 1986. – С.246-254.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

RSS лента Древнерусский дом RSS лента Древнерусский дом

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле