Музей-заповедник „Абрамцево“Русская усадьба – это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад. Известность к подмосковной усадьбе Абрамцево пришла благодаря людям, которые гостили, жили и занимались здесь творчеством – знаменитым русским писателям, художникам артистам и историкам. На ее территории разместился музей-заповедник, и Абрамцево сегодня – очень популярное место для однодневных экскурсионных выездов из столицы. Во время путешествия сюда можно не только узнать много интересного об истории русского искусства, но и провести день в прекрасном уголке природы. Впервые Абрамцево упоминается в XVI веке, как деревня на землях, принадлежащих помещику Волынскому. Самый же интересный для села период начинается с 1843 года, когда усадьба становится собственностью русского писателя С. Т. Аксакова. Для Сергея Тимофеевича, страстного поклонника природы и охоты, жизнь в Абрамцево была настоящим отдыхом от московской круговерти. При Аксакове в усадьбу приезжали писатели Николай Васильевич Гоголь и Иван Сергеевич Тургенев. Хозяева абрамцевского дома принимали знаменитого актера Михаила Семеновича Щепкина и русского историка Михаила Петровича Погодина. В подмосковном поместье Аксакову прекрасно работалось. Здесь он написал трилогии «Записки об ужении рыбы» и «Детские годы Багрова-внука», а также любимую детьми сказку об аленьком цветочке, которые принесли Аксакову заслуженную славу у читателей. После смерти писателя, поместье пришло в запустение. И в 1870 году его наследники продали Абрамцево известному российскому промышленнику С. И. Мамонтову. Савва Иванович с супругой сразу взялись на восстановление обвешавших строений. Был отремонтирован большой дом, в также построены несколько новых зданий для хозяйственных нужд. Но до нашего времени большая часть из этих первых строений не дошла. Савва Иванович Мамонтов обладал большими художественными наклонностями. Он живо интересовался историей искусств, архитектуры и театра. В Москве дом Мамонтовых всегда был открыт для людей творческих профессий. Не стали они изменять этим традициям и в своей новой подмосковной усадьбе. Постепенно, благодаря все расширяющемуся кругу знакомств Саввы Мамонтова, образовалось целое сообщество живописцев, ставшее известным как Мамонтовский художественный кружок. Его участники (И.Е. Репин, В.А. Серов, В.М. и А.М. Васнецовы, В.Д. Поленов, М.А. Врубель и другие художники) подолгу гостили в подмосковной поместье и занимались здесь творчеством. В Абрамцево и его ближайших окрестностях были созданы картины, вошедшие в золотой фонд русской живописи. По инициативе супруги Саввы Ивановича, его сына, а также художников в поместье удалось собрать богатую коллекции предметов народного творчества, представляющих большую художественную ценность. По ее образцам в столярно-резчицкой мастерской усадьбы стали создавать собственную деревянную мебель и другие вещи для повседневного использования. А в 1890 году в поместье обустроили также керамическую мастерскую. Возглавил ее художник Михаил Александрович Врубель. Здесь производилась авторская посуда, декоративная скульптура и невероятные по красоте изразцы для московской недвижимости Мамонтовых и их подмосковной усадьбы. Абрамцевские изделия были очень популярны. Их продавали в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Знатоки восхищались этими художественными работами на выставках. А в 1900 году произведения абрамцевских мастеров были удостоены самых почетных наград на Всемирной торговой выставке, проходившей в Париже. В самом поместье по проектам известных архитекторов и художников возвели здание скульптурной мастерской, церковь, беседку, которую стали называть «Избушкой на курьих ножках», баню и другие строения. Они были выполнены с элементами эклектики и русского модерна – новых и модных по тем временам архитектурных течений. Значение абрамцевского художественного кружка трудно переоценить. Его участники стали инициаторами сохранения памятников русского декоративно-прикладного творчества. Их усилиями были возрождены также ремесленные традиции деревянной резьбы и изготовления изразцов. Но в самом конце XIX века в судьбе усадьбы наступила неумолимая череда перемен. В 1899 году Савва Мамонтов по обвинению в экономических злоупотреблениях в течение нескольких месяцев отсидел в тюрьме. В 1900 году его оправдали, но предприниматель потерял практически все свое состояние. Поэтому дом в Москве и хранящееся там собрание произведений искусства продали с молотка за долги. Но, к счастью, Абрамцево угроза распродажи миновала. И оно, загодя переписанное предпринимателем на жену, было спасено. В начале XX века отсюда в Москву переехала керамическая мастерская, и ее преобразовали в небольшой гончарный завод. Именно абрамцевскими мастерами был сделаны фасады отеля «Метрополь» и наружное оформление Третьяковской галереи, а также декорированы внутренние помещения Ярославского вокзала. С приходом советской власти, после национализации, в 1918 году усадьба получила статус музея. Обязанности его главной хранительницы взяла на себя дочь Саввы Мамонтова Александра. Этот музей просуществовал до 1932 года, когда в поместье разместили дом отдыха, предназначавшийся для актеров и кинорежиссеров. В 1938 году помещения начали использовать для санатория. А в период Великой Отечественной войны – как госпиталь. В это непростое для страны время все ценные реликвии из подмосковной усадьбы были переправлены в Сергиев Посад. В 1950 году экспонаты вернули назад, и абрамцевский музей вновь открыл двери для посетителей. Хранителем музейной коллекции назначили сына С.И. Мамонтова - Всеволода Саввича. А с 1995 года музей-заповедник стал обладать статусом памятника культурно-исторического значения федерального уровня. Сегодня художественные традиции старых мастерских усадьбы продолжает Абрамцевский художественно-промышленный колледж, носящий имя замечательного русского живописца В.М. Васнецова. |