Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (915) 414-85-23

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Домовая роспись Русского Севера

Традиция домовой росписи – очень древняя. Расписные дома составляют особую группу памятников народной культуры. Их распространение совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского быта. Праздничное восприятие мира, характерное для народного искусства, отразилось в декоративном убранстве традиционного жилища Русского Севера, в особенностях исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

В традиционной культуре крестьянский дом является одним из существенных и символически сложных элементов. Жилые постройки представляют собой культурно-бытовой комплекс, они связаны с различными сторонами жизни человека: с природными условиями, пре- обладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, общественными обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство дома. В декоративном оформлении крестьянского жилища отразилась богатая народная культура. В орнаменте резьбы или скульптурных фигурах, украшающих дом, воплотилось понимание микро и макрокосмоса. Особенностью орнаментальной символики являлось то, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома. На протяжении веков шло формирование декоративно-художественных приемов оформления различных архитектурно-конструктивных элементов. Единство символического и художественного лежит в основе декоративного оформления народного жилища. Говоря о декоративном убранстве крестьянского дома и о его символике, нельзя обойти вниманием такое редкое явление как домовая роспись.

Домовая роспись Русского Севера Домовая роспись Русского Севера №1 Домовая роспись Русского Севера №2

Традиция домовой росписи – очень древняя, в русских летописях XI–XII веков содержатся сведения о златоверхих церквях, которые были «исписаны» полихромной живописью. В княжеских и боярских хоромах XVI–XVII веков стены расписывались «травами», картинами религиозного содержания, а резные фигуры покрывались золотом и красками. «Коломенский дворец так пестрел узорочною резьбой, блистал и горел золотом и красками, что походил на игрушку, только что вынутую из ящика»

Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тесом. Это были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. Вся роспись сосредотачивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали его убранства. Рисунки были выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. Роспись крестьянских домов поражает красочностью и неожиданностью цветовых сочетаний. В интерьере декоративная живопись располагалась на дверях, шкафах-заборках, голбцах, опечках, припечных досках, воронцах, полатных брусьях, потолках, мебели.

Истоки праздничного восприятия мира, характерные для русского народного искусства, отразившиеся в декоративном убранстве северного дома, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

«Доброму человеку что день, то праздник»,– говорит русская пословица. Тем же объясняется устойчивость в русском народном искус-стве темы цветения, травного орнамента, любви к красному цвету. Образы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи позднее осмысляются в райский сад.

«Крестьянское искусство определялось наличием в нем магической символики, и эта символика была притягательна и нужна. Художественные крестьянские “школы” росписи Севера означены воздействием искусства более раннего времени – XVI–XVII веков» . Крестьянское искусство – наследие огромного количества медленно прошедших поколений, оставлявших на нем те или иные характерные черты и особенности своего времени и места.

Домовая роспись Русского Севера №3 Домовая роспись Русского Севера №4 Домовая роспись Русского Севера №5
Домовая роспись Русского Севера №12 Домовая роспись Русского Севера №13 Домовая роспись Русского Севера №14
Домовая роспись Русского Севера №14 Домовая роспись Русского Севера №16 Домовая роспись Русского Севера №17

Содержательные сюжеты домовых росписей несли благожелательный и охранительный смысл, что обеспечивало им столь долгое и разнообразное бытование. Птица, конь, лев, единорог, птица Сирин – эти образы, происхождение которых уходит в Древнюю Русь, жили в разных видах художественного ремесла, нередко становились достоянием геральдики, а в народном искусстве существовали до начала XX века.

Но встречались и такие дома, которые принадлежали большим семьям среднего достатка. Эти семьи долго копили средства, чтобы при гласить мастера.

Архитектурная живопись обычно выполнялась мастерами-профессионалами, как северными, так и из средней полосы России, которые работали как индивидуально, так и в составе артелей. В народной памяти сохранились отрывочные воспоминания о пришлых мастерах, преимущественно костромских красителях (красильщиках): «Красильщики наехали, на постой просятся», с которыми более всего связываются росписи в домах вдоль Пуи притока Ваги. Именно там можно услышать частушку, отразившую качество работы костромичей-отходников: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской; как пошел Иван домой, так и красочка долой». Многие исследователи отмечали, что примерно со второй половины XIX века костромичи составляли большую часть бродячих мастеров (маляров) в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях.

Домовая роспись Русского Севера №18 Домовая роспись Русского Севера №19 Домовая роспись Русского Севера №20
Домовая роспись Русского Севера №17 Домовая роспись Русского Севера №18 Домовая роспись Русского Севера №19
Домовая роспись Русского Севера №1299 Домовая роспись Русского Севера №137 Домовая роспись Русского Севера №149

Мастера отхожих промыслов хорошо владели искусством композиции, профессиональными знаниями техники и технологии ремесла. «Цветные грунты, которые одновременно служили фоном для росписи, приготовляли на мучном клее или глютиновом (мездром или рыб- ном)… Они образовывали прочную прозрачную пленку, которая не боится сырости, холодной воды, механических воздействий». По воспоминаниям северного писателя Б. Шергина мастера-красильщики не только досконально знали практику ремесла, но и могли говорить о теории. Они работали только свежеприготовленными красками: «...краски для росписи варили во дворе и сразу же шли работать, а роспись делали очень быстро». Подтверждение этому мы также находим у Б. Шергина: «С огня “хватали” краски, торопились работать». Чтобы стать настоящим мастером, мальчиков приобщали к делу с ранних лет, возили за собой, обучая в процессе работы. Кочевой образ жизни способствовал передаче в устной форме знаний от мастеров одного поколения к другому. Простейшей росписью является раскраска в контрастные цвета различных частей здания. Переходной формой от раскраски к собственно росписи служит роспись подбоев кровли в цветную шашку или ромбовидную клетку в сочетании с раскраской балконов и наличников окон. Подобная роспись бытовала в Подвинье, на Мезени и Пинеге. В орнамент более сложной росписи включаются орнитоморфная и зооморфная символика.

Домовая роспись Русского Севера №15 Домовая роспись Русского Севера №16 Домовая роспись Русского Севера №17
Домовая роспись Русского Севера №18 Домовая роспись Русского Севера №19 Домовая роспись Русского Севера №20
Домовая роспись Русского Севера №398 Домовая роспись Русского Севера №476 Домовая роспись Русского Севера №567

Характерным примером росписи этого типа может служить роспись дома А.А. Шмохиной в д. Комаровской на р. Паленьге, что в нескольких километрах от В. Тоймы. Дом был построен во второй половине XIX века, а расписан в конце XIX века. Композиционным центром росписи является верхний фронтон с балконом – «выходом». На белом фоне помещены две большие круглые коричнево-голубые розы. На каждой сидит по птице в окружении стилизованных побегов со спирально завивающимися стеблями, напоминающих северодвинские прялочные росписи. Крылья подзоров раскрашены клетками, разбитыми на цветные треугольники. Слева и справа от балкона нарисованы большие фигуры желтых львов – льва и львицы. Это основные элементы орнамента в росписи двинских домов. В районе среднего течения р. Северной Двины существовала еще одна манера росписей. На ярко-белом фоне появляются красные кони и птицы по сторонам цветущего куста. На некоторых подзорах кровли – стебли с цветами и ягодами вытягиваются в строгие линии, следуя протяженности досок дома.

Безусловно, уникальным по архитектурными художественным достоинствам на Русском Севере является дом В.Я. Клокотова в д. Зао- зерье Лешуконского р-на.

Домовая роспись Русского Севера №12 Домовая роспись Русского Севера №13 Домовая роспись Русского Севера №14
Домовая роспись Русского Севера №15 Домовая роспись Русского Севера №16 Домовая роспись Русского Севера №17
Домовая роспись Русского Севера №18 Домовая роспись Русского Севера №19 Домовая роспись Русского Севера №20
Домовая роспись Русского Севера №366 Домовая роспись Русского Севера №455 Домовая роспись Русского Севера №567

Дом был построен «1879 года мая 16 дня» – дата вырезана на кронштейне. Он расписывался сразу после строительства, о чем говорит запись в экспедиционном дневнике К.К. Романова: «Это самый роскошный дом на реке Мезени по своей росписи. Дом ставил Петр Шарыгин, роспись Ивана Кузьмича Орлова». Роспись фронтона и свесов кровли «поражает своей праздничностью и сказочностью. Центральную часть фронтона занимает изящный полукруглый балкон с точеными ограждениями-балясинами. Над балконом изображен сад, по краям которого стоят утка и петух. Слева и справа “стражи дома” – львы. Правда, у мастера они получились скорее похожими на собак или волков. Как и собака, лев символизирует стража, голова его обращена к зрителю, а глаза встречают каждого подходящего к дому.

Свес кровли покрывает растительный орнамент из цветов и виноградных гроздьев. В этом неповторимом по убранству дому все от русской сказки, где “на неведомых дорожках следы невиданных зверей”». В 2004 году дом Клокотова был перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы».

Изображение льва и единорога было традиционным в символике росписей крестьянских домов Русского Севера. Это были обереги, отпугивающие своим видом зло, его стражи. Появление их на Севере исследователи относят к русской декоративной традиции. Фигуры львов по краям балкона или окна светелки встречаются в поволжской резьбе. Имеются свидетельства о распространении львиной символики в храмовой и дворцовой скульптуре Владимиро-Суздальской земли (XII век). Оттуда она перешла в крестьянскую среду Севера и Поволжья. Росписи со львами встречаются в Горьковской, Костромской, в меньшей мере Владимирской областях. В то же время существует точка зрения, которая связывает появление росписи со львами с оживленной заморской торгов лей XVI–XVIII веков, осуществлявшейся через р. Северную Двину и г. Архангельск. «Отныне одной из любимых композиций станет мотив льва и единорога, стоящих по сторонам дерева.

Уникальное явление для домовых росписей Русского Севера было зафиксировано в 1964 году в д. Пильмасозеро, на северном берегу Водло-озера в Карелии. Здесь при декорации светелки был использовано изображение птицы Сирин. Изображение райской птицы Сирин с женским лицом и грудью было традиционным в известной пермогорской прялочной росписи, встреча- лось на предметах домашнего обихода в XIX – начале XX века. Для развития на Русском Севере народной живописной традиции большое значение имело существование профессиональных мастерских, находившихся в старообрядческом с. Данилово на р. Выг (на- чало XVIII – 50-е годы XIX века), где сохранялись художественные традиции Древней Руси.

Домовая роспись Русского Севера №120 Домовая роспись Русского Севера №130 Домовая роспись Русского Севера №140
Домовая роспись Русского Севера №150 Домовая роспись Русского Севера №160 Домовая роспись Русского Севера №170
Домовая роспись Русского Севера №182 Домовая роспись Русского Севера №198 Домовая роспись Русского Севера №194
Домовая роспись Русского Севера №185 Домовая роспись Русского Севера №191 Домовая роспись Русского Севера №190
Домовая роспись Русского Севера №180

Характерной особенностью народного зодчества является то, что основные типы жилых домов, их планировка, размеры помещений, конструктивные приемы строительства, а также материал (дерево) и строительная культура в целом были чрезвычайно устойчивы. И в тоже время бесконечно разнообразными, подвижными, изменчивыми были отдельные архитектурные элементы. Эти элементы и детали и придавали традиционным крестьянским избам индивидуальность и неповторимость. Они в значительной степени определили архитектуру крестьянского дома в процессе его эволюции.

Домовая роспись стала завершающим этапом развития жилища и его художественно-декоративного оформления.

Автор статьи : ПЕРМИЛОВСКАЯ Анна Борисовна, кандидат культурологических наук, ведущий научный сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства (филиал в Архангельске), докторант кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Автор 103 научных публикаций, в т.ч. трех монографий.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле