Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Архитектурно-строительная мастерская Древнерусский дом-Дерево как материал искусства
Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Дерево как материал искусства

Дерево как материал искусства

Начинается всё с выбора материала. Для деревянного строительства подходит только естественное бревно. Никакой брус прямоугольного сечения, равно как и профилированный клеёный брус, - неуместен. Непригодно и оцилиндрованное бревно. И дело не только в том, что в таком бревне снимается заболонь и задираются годовые слои, что укорачивает долговечность материала. А в том, что такие срубы имеют чрезвычайно выверенную, с утомительно назойливым правильным ритмом структуру, которая особенно мозолит глаз, если «цилиндровка» имеет малый диаметр (до 20-ти см). Несколько спасает дело, если цилиндры особо крупного размера (30 -50 см) или когда они, имея разный диаметр, чередуются в стене. Но самый лучший результат получаем при использовании естественного круглого леса, обработанного, как встарь, скобелем вручную. Здесь все брёвна разной толщины, комель отличен от вершины, сбежистость их тоже различна, они имеют выпуклости и неровности, какие-то изгибаются. Рубить срубы из такого леса сложнее, но зато ладно сработанные настоящими мастерами, они обладают особой, живописной пластикой. Материал в них играет, каждое бревно смотрится по-своему, с особинкой, весь сруб пронизывают живые волнообразные ритмы. Одно бревно слегка выпирает, другое слегка западает, что только ярче, выпуклее выявляет работу срубной конструкции. И каждый сруб получается индивидуальным, непохожим на другие – «Федот, да не тот». В своё время были разработаны очень жёсткие нормы на строительный лес: средний диаметр, малый, едва заметный убег, почти идеальная ровность. Такой лес на рынке был самый дорогой. Всё это было сделано для облегчённой и ускоренной рубки. Но именно этот путь привёл в дальнейшем к появлению «цилиндровки». Живая, эстетически полноценная образная картина сменилась сухой безжизненной схемой, выверенным техническим чертежом. Максимально выявить природную составляющую материала – первый важнейший принцип деревянного традиционного строительства.

В моем понимании в строительстве из дерева именно технологии, во многом, определяют архитектуру здания и его внешний вид. И если мы говорим о реставрации, то незнание старых технологий приводит к искажению внешнего вида, а стало быть и архитектуры в целом. На примере простого скобления хочу показать влияние технологий на внешний вид здания. Ошибка, которую совершают многие плотники при работе с круглым бревном заключается в том, что они корят и скоблят бревно одновременно.

При таком способе обработки дерева невозможно заметить разницу между лубом и заболонью, поскольку в момент обработки все одного цвета. Однако проходит некоторое время и луб начинает темнеть создавая неравномерно пятнистую фактуру. До XIX века плотники разделяли во времени процесс окорки и скобления. После того, как окорили бревно должно пройти несколько дней для того, чтобы луб потемнел и стало заметно где древесина, а где луб. Во многом это происходило естественным образом, поскольку заготовленный для сруба лес сначала корили и до того момента, когда бревно будет устанавливаться в сруб проходило порой несколько месяцев. В подтверждение этих тезисов привожу пример фронтона церкви Ильи Пророка (1696) в г. Белозерск.

Дерево как материал искусства-Фронтона церкви Ильи Пророка

Дерево как материал искусства-второй фронтон

На снимках хорошо заметна разница между оскобленой и не оскобленой частью. Плотники оставляли в подкровельном пространстве неоскобленые учатстки для того, чтобы просто не делать лишней работы. Та часть бревна, которую мы видим на фасаде оскоблена, как пишется в порядных "на бело", а часть бревна уходящая под кровлю остается только окорённой. При этом граница заходит под кровлю и хорошо заметна. Очевидно, что оскоблить бревно таким образом возможно лишь, что называется, "по месту". То есть, зная точно где это бревно будет стоять в срубе, и какая сторона бревна будет наружная, а какая внутренняя. Это происходило либо уже наверху, на срубе, либо внизу, но обязательно перед тем как прирубить бревно. Плотник снимал размеры, и определял направление комля и вершины будущего бревна. Применение такой технологии встречается на памятниках архитектуры до XIX века практически повсеместно. При этом плотники экономили свои силы и дабы не делать лишней работы оставляли неоскобленые участки бревна под пазом.

Все видимые на фасаде части скоблили. Как например консоли под галерею церкви Ильи Пророка (1755) Цыпинского Погоста.

Дерево как материал искусства-Церковь Ильи Пророка

Скобление "на бело" повышает требования к подгонке бревен друг к другу. Конструкция многих деревянных церквей, имеющих небольшие интерьерные пространства при больших высотах подразумевает неиспользуемые подкровельные пространства, в которых внутренние части бревен никогда не скоблились. То же происходит и в подклетах. Соответственно граница оскобленой наружной и неоскобленой внутренней части бревна всегда будет под пазом.

Дерево как материал искусства-паз

В тех местах, где изнури тесались бревна, это в интерьерах как правило, видимая обзольная часть бревна также скоблилась. На фотографии показан как раз такой случай.

Дерево как материал искусства-фасад дома

Многие реставраторы сегодня пренебрегают этой технологией и как правило скоблят все подряд при окорке. В результате чего оставшийся луб повисает лохмотьями спустя несколько лет.

Дерево как материал искусства-фасад отреставрированного сруба

Повал сгоревшей Покрово-Власьевской церкви (1761) в Лядинах, перебранный реставраторами.

В новом строительстве сегодня применяется электрорубанок для работы с нецилиндрованным бревном. Следы его использования очень характерны, заметны издалека, и безусловно влияют на архитектуру. Некоторые исторические здания в музее Семенково под Вологдой имеют следы применения электрорубанка, что недопустимо при реставрации.

Дерево как материал искусства-музее Семенково под Вологдой

Дерево как материал искусства-музее Семенково под Вологдой, пример реставрации

Образующаяся граненость круглого бревна в сочетании с характерной фактурой перерезанных волокон являются отличительными чертами современных технологий. В конце XIX века получила широкое распространение технология изготовления сруба из оцилиндрованного бревна. В то время, конечно не применяли пилорам, и все работы производились вручную топорами.

Дерево как материал искусства-технология изготовления сруба из оцилиндрованного бревна

Сначала бревно тесалось на 4 канта, затем на 8, и лишь потом рубанком срезали кромки получая идеально круглое бревно. Такой метод назывался - "взять в кольцо". На снимке бревно одного из костромских домов со следами незаконченного этапа цилиндровки топором. Так же как и при современной цилиндровке наружные волокна бревна перерезаются, образуя характерную текстуру. Этот метод позволял получать одинаковые чаши на комле и вершине, что безусловно ускоряло процесс возведение сруба. Среди множества мифов о плотницком мастерстве существует мнение, что после окорки бревен на поверхности выступает смола якобы защищающая древесину от внешних воздействий и увеличивающая ее сохранность. Подтверждений правоты этого тезиса нет и скобление после окорки встречающееся на памятниках архитектуры XV-XVIII века свидетельствует о том, что строители в прошлом не следовали такому принципу.

В соответствии с принципами сохранения памятников деревянной архитектуры совершенно недопустимым является отступление от старых технологий обработки при реставрации. На снимке применение на памятнике архитектуры XIX века технологии оцилиндровки бревен с использованием топора и ручного рубанка. Скобель универсальный инструмент для строгания дерева позволяющий относится к бревну не только как к конструктивному элементу, но и как к отделочному материалу. До появления пиленых досок, и обшивки соответственно, бревно являлось не только несущей конструкцией, но и должно было иметь совершенный и законченный в понимании зодчих вид. Для придания несущим конструкциям "не топором сделанного" вида используется скобель.

Дерево как материал искусства-применение на памятнике архитектуры XIX века технологии оцилиндровки бревен с использованием топора и  ручного рубанка

Одним из замечательных примеров такого отношения к бревну является дверной проем Никольской церкви в Лявле(1587). Обработка затесок вокруг косяков двери в полной мере характеризуют отношение зодчих к бревну не только как к несущей конструкции.

Дерево как материал искусства-дверной проем Никольской церкви в Лявле

Дерево как материал искусства-дверной проем

Выдержать постоянно одинаковый угол резания скобелем невозможно. Он местами врезается глубже, а где-то проскальзывает. На сучках он застревает, а на гладких поверхностях врезается слишком глубоко. Для обеспечения постоянного угла необходима другая конструкция. А именно рубанок или струг.

Существует очень редкий вариант перехода от скобеля к рубанку. Такие переходные модели встречались мне в Норвегии, и даже в США завезенные из Великобритании, но нигде в России. Им уже можно строгать с постоянным углом, но еще не так удобно как рубанком. Нельзя также забывать, что совершенствование обработки связано с использованием сухой, а не сырой как раньше древесины. Топор и скобель удобен в работе именно с сырой, только что заготовленной, или "подвяленой" древесиной. Рубанок - это инструмент для работы исключительно с сухим деревом.

Безусловно каждый памятник требует изучения на предмет примененных технологий при его возведении, однако надеюсь изложенный мной опыт обработки бревен поможет реставраторам и возможно даже современным строителям разобраться в правильности применения инструментов.

Дерево как материал искусства-струг

Источники: http://anton-p-maltsev.livejournal.com/12367.html Антон Мальцев

В.В. Носов


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле