Работа по реставрации памятников русского зодчества позволила накопить архитектору большой научно-исследовательский опыт и базу практических знаний в области стилистических решений и конструктивных приемов в строительстве и архитектуре в различные исторические периоды. Эти знания и опыт создали прочную основу дальнейшей творческой деятельности Александра Николаева в современном проектировании рубленных домов.
В данном направлении выполнено много объектов в традиционном русском стиле и русском модерне с использованием традиционных конструктивных решений и элементов архитектурного декора фасада в сочетании с современными объемно-планировочными решениями.
Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского.
Основная концепция проекта - не проектирование отдельно стоящих объектов, а создание единого жилого комплекса-подворье, в едином стиле, органично вписанного в окружающую среду. Проект и реализация данного комплекса (1999-2001 г.) результат 15-ти летнего опыта реставрационных работ автора на памятниках древнего зодчества Кенозерского Национального Парка, расположенного на Севере России.
В образе основного объекта комплекса - жилого дома- есть мотивы и конструктивные решения, характерные для разных регионов России. Южный фасад дома - Карело-финский, западный- архангельский, восточный- суровый поморский, северный-вологодский.
Подворье - это современный жилой комплекс для проживания семьи из 5-ти человек, в строительстве которого использовались современные материалы. Дом имеет все современные инженерные системы: водоснабжение, водоочистка, канализация, отопление, вентиляция.
Все плотницкие работы выполнялись по технологии и инструментами 18 века.
Конструктивные решения:
Фундамент - буронабивные ж/б сваи,-ростверк, монолитная плита. Стены - круглый лес D 25- 30 см., рублены в "обло с . остатком". Перекрытия - деревянные по балкам. Фронтоны - самцовые со слеговой конструкцией. Кровля - утепленная, стропильная конструкция, "курицы" с потоками, покрытие черепица. Цоколь - облицован натуральным камнем.
Этномир-Древнерусский дворец и Русская Деревня
АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ
Камызякский район Астраханской области.
Автор проекта : ГАП - Скрипник Василий Борисович. Конструктор : Бормотов Виктор Владиленович. Заказчик : частное лицо Проектирование 2006 - 2007г., строительство 2007 - 2009 гг. На высоком живописном берегу Кизань ( дельта Волги) на территории охотничье-рыболовной туристической базы, из массивного кедра, срублен жилой дом для комфортного проживания и отдыха. В доме большая гостиная с высотой потолка более 10 метров, обеспечивающая прохладу жарким летом. Теплый пол гостиной согревает в холодное время. Большая веранда с камином - барбекю, выходящая на берег реки дает возможность уединиться от назойливых орд насекомых и насладиться уютом теплого южного вечера под легкий всплеск воды. В доме шесть спален (со своим сан. узлом каждая),кухня-столовая, баня с комнатой отдыха, котельная. Двухметровые свесы гонтовой крыши из осины опираются на подстропильную балку. рубленную в консоли - выпуски, и защищают стены от прямых солнечных лучей и дождя.
Автор проекта : ГАП - Скрипник Василий Борисович. Конструктор : Бормотов Виктор Владиленович.
Трехэтажный рубленный дом из сибирского кедра воспроизводит традиции русского деревянного зодчества. Он не копирует старинные архитектурные памятники напрямую, но очень точно передает дух и атмосферу русского дома из дерева, обращаясь к истокам — секретам мастерства, которые сейчас уже почти полностью забыты и утеряны, мифологии, символам, художественным приемам.
В основу архитектурной концепции лег образ традиционной русской избы. Любой человек, который видит сегодня это здание, сразу же понимает, что перед ним не финский или канадский коттедж, а дом, связанный корнями, историей, культурой с местностью, где он построен. Трехъярусная композиция архитектурного объема с каменным цокольным этажом, частично встроенным в грунт, срубом из бревен большого диаметра и «сложносочиненной» конструкцией крыши с большими выносами стропил за плоскость фасадов.
Одним из требований заказчика к проекту были большие выносы кровли за фасады. Для этого архитектор разработал индивидуальные, авторские конструкции. Переходы от кровли к стенам — изящные, скульптурные — зрительно облегчают довольно тяжеловесную постройку и придают ей особенный колорит.
Жилой комплекс в русском стиле.
Архитектор Василий Скрипник.
Архитектор Василий Скрипник.
Первое место в номинации "Жилой дом" на Российской архитектурной выставке АРХИВУД. Жилой дом, рубленый из массивного кедра с большой крытой террасой и встроенной русской баней. На втором этаже две большие спальни и светелка в третьем ярусе. Шатровая крыша дома создает неповторимый образ, навеянный традициями деревянного зодчества. Кровля гонтовая из колотой осины, с полутораметровыми свесами.
Архитектор Александр Николаев.
Премия Best Building / Дом года — это первый и единственный в России опыт определения лучшего здания всенародным открытым онлайн-голосованием. При вручении награды во внимание принимаются как художественные достоинства проекта, так и качество его реализации, поэтому победителями в одной номинации становятся сразу и архитекторы и строительные компании, воплотившие проект в жизнь.
Премия Best Building/Дом года ставит своей целью организовать диалог широкой общественности с профессиональным сообществом, содействовать, таким образом, развитию современной архитектуры и градостроительной культуры, определить лучшие проекты, реализованные в соответствии с актуальными мировыми тенденциями, представить будущий облик России глазами народа и профессионалов, среди которых эксперты международного уровня. Ежегодно Архитектурно-строительная премия Best Building Awards становится одним из самых заметных и общественно значимых событий в области архитектуры и строительства.
Баня из кедра рубленная в крюк.
Традиционно в русских домах, бревенчатые стены изнутри протёсывали. При этом срубалась горбушка бревна, и стена превращалась из округлой в плоскую. Протёсывались все жилые постройки, круглыми оставляли только стены в амбарах и загонах для скота.
Как правило это была так называемая протёска "в лас".
Преимущества протёски в "в лас" в рубленном доме очевидны.
Во-первых увеличивается площадь помещения. Для примера, в постройке 6х6 метров из бревна 340 мм, площадь увеличится на 1,5 м2, то есть прирост составляет 5%, а это значительно.
Во-вторых, плоские стены очень практичны. К ним без проблем можно придвинуть мебель, навесить шкафы и полки. Не маловажный фактор- на плоские стены садится меньше пыли.
В-третьих, площадь помещения увеличивается не только за счёт фактического прироста площади, но и из-за зрительного эффекта. Действительно, помещение в рубленном доме с протеской выглядит просторнее, а стены "не давят".
Жильё рубили «в простую чашу». Имелись как бы два подвида этого способа. За малые деньги рубили дом «по старине». Тёсаные брёвна перед самим углом оставлялись круглыми, с постепенным переходом от плоскости к округлому. Велика пластическая выразительность такого интерьера!
Но были и более сложные варианты, когда плоскости стен сходились в прямой угол, а чаша рубилась "в крюк" делая его не продуваемым.
Тем, кто богаче, рубили уже «в крюк», когда брёвна снутра тесали до самого угла, и углы получались гладкими, как в городском кирпичном доме. Рубка «в крюк» трудна и не ходка, но зато сруб плотный и внутри дом чуть ли не господский.
Соединение «в крюк» считается лучшим в отношении прочности и тепла. Оно выполняется с остатком. Формы его заимствованы от рубки «в охлоп» и от рубки «в чашу». Половина чаши здесь выбирается в нижнем бревне (запиливается по оси и вырубается топором) и внешняя половина — в верхнем, здесь надо помогать долотом или стамеской. В нём же делается и жёлоб. Это соединение оригинально, в наши дни встречается крайне редко, хотя повозиться с ним одно удовольствие и честь для умельца.