Памяти Елены Александровны Ополовниковой
Во время наших путешествий по Карелии, Архангельской области, Байкалу, Алтаю, мы часто видим изумительные по красоте, очень ладные, возведенные с душой постройки из бревна. Это и изба с датой под венцом - 1864 год, и мост простоявший со времен Финской войны 1940 года, и острог в Тальцах, и ветряная мельница... Их все меньше и меньше остается... Благодаря трудам Александра Викторовича Ополовникова и его дочери Елены Александровны, мы имеем возможность увидеть эту часть русской жизни, часть миропонимания и души.
К сожалению, практически одновременно с выходом в свет второй части "Бревенчатого Иерусалима", скончалась Елена Александровна Ополовникова. Несмотря на все сложности, она смогла систематезировать и издать огромный материал по деревянному зодчеству, накопленный Ополовниковыми.
Большое спасибо и низкий поклон...
Работы фотохудожника Геннадия Ковальчука "Русский Север" памяти Елены Александровны посвящаються
Петр Кугай
Мы познакомились с Еленой Александровной более 10 лет назад, когда вели строительство церкви Спаса-Преображения и Казанской иконы Божией Матери в Урочище Введенское-Борисовка, по образцу памятника древнерусского деревянного зодчества – Спас-Вежского храма. Тогда в наш проект она внесла коррективы, во многом благодаря которым храм обрел гармонию и красоту. Елена Александровна продолжала консультировать нас и после (так, с ее помощью определился архитектурный образ возведенной в урочище Введенской церкви, еще некоторых построек). Делала она это совершенно бескорыстно и самоотверженно, с готовностью по первой просьбе принять нас в своем доме, по первому зову выехать на строительную площадку.
Как-то, в одну из поездок в урочище Елена Александровна заметила: как икона – богословие в красках, так древнерусское деревянное зодчество – богословие в формах. Тогда это утверждение показалось мне фигуральным, не имеющим серьезных оснований, однако потом оно послужило поводом для размышлений, которыми я хотел бы поделиться.
Действительно, в традиционном русском деревянном зодчестве совершенно очевидна богословская символичность в церквях и часовнях, как, впрочем, и в церквях и часовнях иных архитектурных стилей и направлений. В чем же богословие древнерусского деревянного зодчества как такового?
Внимая звучащему в родной природе Божественному откровению, русский человек в унисон ему обустраивал свою землю (по словам исследователя древнерусской деревянной архитектуры Ю.С. Ушакова – сама природа была учителем русских зодчих). Возводя шедевры, каковыми были каждое отдельное строение (не только церкви и часовни, но и всякая изба и хозяйственная постройка), целые селения и группы селений в духе красоты и гармонии богозданной природы, не разрушая естественную среду, но вписывая их в нее, создавая целостные архитектурно-природные ансамбли, он тем самым откликался на Божественное слово, запечатленное в природном ландшафте, облекая молитвенный свой ответ Богу в архитектурные формы.
Во втором томе «Бревенчатого Иерусалима», вышедшем в последние недели жизни Елены Александровны, она называет древнерусскую деревянную архитектуру – зримым отражением русского языка, она «…не только “застывшая музыка”. В ней явственно слышится русский язык, и видится, как в пушкинской поэзии, “само бытие, обретшее голос” (С.Л. Франк)» (А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова. Бревенчатый Иерусалим, ч. 2, М. 2011, стр. 9,10). Это запечатленное в творении рук человеческих слово являет духовное созерцание, под впечатлением которого оно обретало формы – богословие в еще одном значении этого термина...
Елена Александровна указывала на самобытность древнерусского деревянного зодчества: оно не имеет аналогов в мире в отличие от архитектуры каменной да и, пожалуй, всех прочих компонент отечественной культуры, пусть и приобретших национальные черты, изначально, однако, имевших свое основание вне ее. Оно, как ничто иное выражает русский характер и дух и имеет колоссальное значение для сохранения самосознания народа, будучи рождено на русской земле русским человеком, который и сам формировался вместе с ним и под его влиянием.
Невозможно переоценить вклад Ополовниковых в дело сохранения и возрождения древнерусского деревянного зодчества, Елена Александровна была достойным продолжателем Александра Викторовича, подведя под его практическую работу теоретическую, идеологическую основу, можно сказать, что вместе они составили династию, и хотя продлилась она только в 2 поколениях, думаю, приобрела и еще приобретет многих учеников и последователей.
Мы благодарны Богу за то, что Он свел нас с Еленой Александровной.