Демократичность модернаСтиль модерн по своим строительным признакам удивительно демократичен, он очень осторожен в употреблении дорогих отделочных материалов. Мастера, как правило, использовали недорогие штукатурку, дерево, керамическую плитку, кованое железо с большим мастерством, достигая впечатления роскоши. Поражает функциональность архитектурных решений, их приспособленность к данной географической среде (климату, характеру пейзажа). Уклоны кровель всегда достаточны для сброса снега и отвода воды, лестницы спрятаны под кровлю, оконные проёмы в основном небольшие, конструкции и отделка зданий ремонтопригодны, повсюду использованы натуральные отечественные материалы высочайшего качества. Драгоценностью выглядит на фоне простой кирпичной стены поливная керамика! Для архитектуры модерна, как европейского стилевого направления, характерна высокая строительная культура. В постройках полностью раскрываются художественные возможности материалов: изящество и пластичность кованого металла, мягкость штукатурки. Ярким примером такой сдержанности в выборе строительных материалов и элементов декора в провинциальном модерне служит дом по ул. Володарского в городе Кимры. Одно только трапециевидное окно первого этажа вырывается из общего спокойного облика, но как оно выразительно! Как стилистически определенно выглядит постройка в целом! Сколько вкуса в рисунке переплётов! Как уверенно утолщённая верхняя горизонталь наличников-сандриков останавливает стремление форм окон вверх. Движение и статика - всё есть в композиции этого маленького дома, она самодостаточна и гармонична. Итак, после первого общего впечатления обратимся к подробному рассмотрению объекта. Дом деревянный, одноэтажный, с угловой надстройкой второго этажа. Он останавливает на себе взгляд и привлекает внимание, казалось бы, очень скромным, но в чём-то загадочным обликом. Он стоит как будто в одиночестве на этой длинной и полупустой улице. По обе стороны, видимо, по разным причинам, в наше время снесли массу домов. Вместо них остались пустыри, большей частью никак не используемые. Становится тревожно, глядя на остатки застройки, и совершенно непонятно, как могло уцелеть это хрупкое создание. Причём без видимых разрушений и новоделов (за исключением материала кровли над одноэтажной частью здания). Шиферная кровля, сооружённая современным владельцем, не соответствует стилю постройки. Предположительно, изначально она была выполнена из окрашенных стальных листов. Этот дом - настоящий образец провинциального модерна в категории, если так можно выразиться, «эконом-класса». Построенный сто лет назад, этот скромный индивидуальный жилой дом в целом хорошо сохранился, являя миру изящные пропорции и динамичность композиции объёма. Великий Мисс ванн дер РОЭ как-то сказал об архитектурных произведениях: «Бог в деталях». Детали этого дома свидетельствуют о мастерстве зодчего, к сожалению, неизвестного. Тщательно продуманная и виртуозно исполненная форма кровли - главная (после фундаментов) защитница здания. Благодаря ей постройка надёжно укрыта от непогоды. Дождевые и особенно талые воды, главные разрушители зданий, благополучно удаляются с крыши, не нанося вреда детищу архитектора. Видавшая виды дощатая горизонтальная обшивка и шиферная (в настоящее время) кровля нигде не повреждены. Объём дома полностью ассиметричен. Но с любой точки, в любом ракурсе он представляет собой композиционно и динамически уравновешенное единое целое. Это характерный стилеобразующий признак модерна. Дом украшают немногочисленные, но столь необходимые детали. Небольшое круглое окно чердака поддерживает и развивает симметричную композицию двухэтажной части дома. Ломаная форма кровли надстройки дома сама по себе очень проста. Но даже это лёгкое усложнение в виде горизонтальной линии конька и «повалов» по краям придаёт постройке «городской», изысканный облик. Эта линия сообщает мягкость всей постройке и завершает нарисованную «на одном дыхании» композицию. Окна в доме крупного, «столичного» масштаба и рисунка, но одно окно особенное, на главном фасаде, единственное в своём роде - в виде трапеции. Это точный признак времени - эпохи модерна. Проще было бы сделать прямоугольный оконный блок, как все другие в этом доме, но мастер украсил этот скромный по облику дом утончённой деталью и этим порадовал современников, да и будущим жителям сообщил, какими категориями красоты мыслили люди прошлого. Два окна, расположенные в левой нижней части фасада, имеют прямоугольную форму проёма, но их наличники слегка трапециевидные. Кроме того, ритм переплётов в верхней части окон более частый. Всё это придаёт остроту композиции. Верхняя уширенная часть наличников, имитирующая сандрик с карнизом, останавливает движение вверх, создаваемое формой окон. Расположенные внизу «хвостики» вертикалей наличников составляют контраст с массивными фризовыми частями. Они - самые мелкие детали на простом фасаде дома. Сквозь эту кажущуюся простоту дышит культура. О предельном аскетизме применённых материалов необходимо сказать особо. Только деревянная обшивка стен, только обычная листовая кровля. Больше ничего. Лаконичное цветовое решение также является образцом стиля. Ненасыщенная серо-голубая масса дома служит великолепным фоном для «горячего» сурика наличников. Белизна переплётов делает «нецветной» дом цветным. В свою очередь, коричневые наличники усиливают холодный колорит фасада. Источник: Ю. Герасимов, И. Расстегняев "Композиционные особенности и культура применения строительных материалов в провинциальном модерне России". |